Чтобы красоту создать,
надо самому быть чистым душой».
М.И. Глинка
Лейля Саматовна Сафиуллина с 2011 года работает в Межрегиональном клинико-диагностическом центре врачом ультразвуковой диагностики отделения УЗИ. На работе она – компетентный и внимательный специалист; врач, который бесконечно уважает человека и вместе с коллегами сохраняет его здоровье. Дома – заботливая жена и мама двух дочерей. А наедине с собой – творческая натура, которая обожает рукоделие во всех его проявлениях и посвящает каждую свободную минуту тому, чтобы добавить в повседневную жизнь чуть больше красоты.
Главный результат ее творчества – солидная коллекция вышитых в разных техниках завораживающих работ. В этом году на открытии выставки живописной вышивки «Жизнь прекрасна» в зале «Манеж» Казанского Кремля Лейля Сафиуллина представила аудитории вышитую Истиазу «Молитва от Шайтана». И получила много восторженных отзывов.
В своем интервью Лейля Саматовна рассказала о хобби и эмоциях, которое оно дарит, а также о творческой жизни вышивальщиц России.
- Лейля Саматовна, к рукоделию неравнодушны с детства?
- Да – первый кружок, на который я ходила, помню, с большим удовольствием, был по созданию (шитью) мягких игрушек. Увлеклась, с нетерпением ждала каждое занятие… Чуть позже «переключилась» на одежду. В жизни нашего поколения девочек появились куклы Барби (улыбается). Настоящие, красивые, «те самые», у которых двигались ручки и ножки. Для нас было невероятно – иметь куклу Барби! И ее всегда хотелось переодевать в разные красивые наряды! Я шила их сама. В школе мне повезло попасть на занятия к преподавателю с училища, который на примере кукольной одежды учил создавать реальную, для людей. Так мы шили предметы одежды-«компаньоны»: на себя и на Барби. «Компаньоны» и сейчас в моде: например, на фотосессии мамы и дочки часто одеваются в одинаковые костюмчики. А мы тогда таким образом изучали азы швейного искусства. У меня 4 разряд по шитью, и есть удостоверение мастера-закройщика.
- Как неотъемлемой частью Вашей жизни стало вышивание?
- Это чистая случайность, особенной предыстории нет. Я начала вышивать в 2005 году, затем был большой перерыв. С упоением вышиваю с 2013 года, и сегодня, спустя 10 лет, в моей коллекции более 100 законченных работ. Самая первая – мечеть Кул-Шариф.
Владею не только крестиком, но и другими техниками вышивания – гладь, хардангер (когда из определенных стежков в результате получается кружевное полотно на ткани), блэкворк (вышивка исключительно черной нитью)… Вышиваю на стандартной канве, ткани равномерного переплетения, пластиковой канве и деревянных заготовках. Создаю броши разной сложности.
- Как храните или, может быть, применяете результаты Вашего красивого и кропотливого творчества?
- Часть работ у меня оформлена в багет, который подбираю особенно тщательно и с некоторым трепетом... Хочется, чтобы обрамление подчеркивало настроение и сюжет вышитой работы. Бывает, что подходящее оформление ищу очень долго. Но оно того стоит. Много работ носят прикладной характер и после вышивания становятся частью декора шкатулок, косметичек и тому подобных деталей красивого быта. Какая-то часть работ становится подарками для родных и друзей.
- Расскажите о своей работе Истиаза «Молитва от Шайтана». Как она оказалась в экспозиции выставочного зала «Манеж»?
- Истиаза – слово арабского происхождения. Это одна из молитв в Исламе, обращение к Всевышнему Аллаху о защите и покровительстве от любых неприятностей посредством произнесения фразы «Я прибегаю к Аллаху за помощью». Моя работа стала частью выставки «Жизнь прекрасна!», которая является одноименной авторскому вышивальному проекту московской мастерицы Светланы Диановой «La Vie est Belle!». Его основная идея – сохранение и поддержание преемственности поколений искусства вышивания через создание галереи картин вышивальщиц-многоцветок. Их полотна масштабны – от 50 до 400 тысяч крестиков и более. И в каждой может присутствовать свыше 100 цветов нити! Это труд невероятной сложности и колоссального объема, в который, без преувеличения, девушки вкладывают всю свою душу! Наверное, поэтому они справляются с «рисунком» очень быстро.
Сотрудники выставочного зала «Манеж» предложили Светлане Диановой организовать тематическую экспозицию. И закрутилось! Почтивсе активные вышивальщицы заочно знают друг друга, мы общаемся в соцсетях. Оттуда и я узнала об этой задумке, связалась со Светланой и предложила свою помощь. В мае, к открытию выставки, в Казань приехали 30 вышивальщиц со всей России – Москва, Санкт-Петербург, Карелия, Свердловская область… Я сориентировала девочек по туристическим маршрутам и достопримечательностям Казани и организовала поездку в Свияжск.
Так и получилось, что впервые в Казани представлена масштабная экспозиция вышитых вручную сложных многоцветных картин, выполненных мастерицами из разных уголков России в технике полный крест и полукрест (гобеленовый стежок) по картинам известных художников.
Примечательно, что мастерицы стараются быть постоянно на связи и активно поддерживать друг друга в творчестве. В нашем сообществе есть такое занятие как Раунд Робин (от английского RoundRobin). Это своего рода игра, в которой одна масштабная по размеру и сюжету работа делится на участки и распределяется между участницами вышивания. Я участвовала в робинах, это захватывающе. Ты становишься частью очень красивого процесса, и это чувство приносит большое удовольствие.
- Какие еще эмоции дарит Вам вышивание?
- Для меня это особый творческий кайф, выработка эндорфинов и даже в какой-то мере азарт. Наверное, такие же ощущения испытывает гонщик, когда стремится к финишу. Каждая работа – это двойная радость: сначала от результата завершенной вышивки, а затем – от ее оформления.
- Ваши дети уже интересуются увлечением мамы?
- Им по 4 года, и да – они уже пытаются копировать то, что я делаю. Интерес ко всему, что можно создавать руками, у них настолько яркий, что я взяла детские наборы, в которых иголки и канва пластиковые, а значит безопасные. И дочки стараются учиться, вышивают. Творческое наследие у меня большое (улыбается), и уже сейчас видно, что домашняя коллекция работ будет только расти.
- Есть ли у Вас особенно любимые работы?
- Я бы сказала, что мои любимые работы еще не вышиты. Приберегла в запасе несколько картин, вышивание которых я предвкушаю, но не тороплюсь приступать… Понимаю, что, когда работа именно над ними завершится, будет немного грустно. Ведь ощущения от каждой вышивки неповторимы. И поэтому я откладываю этот момент. А в целом могу сказать, что самые сложные картины – они самые любимые… И радостно, что работа над ними еще впереди.
Ксения Дробот
Фото: Гульназа Садыкова;
личный архив Л.С. Сафиуллиной
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя