Наверх

МКДЦ

Партнерский проект

Каждую осень свой профессиональный праздник отмечают специалисты, корректирующие дефекты речи у детей и взрослых. А именно, 14 ноября признан Международным днем логопеда.

День логопеда — праздник, который мало освещен за пределами сообщества. Тем не менее, это очень нужная и важная специальность. В структуре ГАУЗ  «МКДЦ» работают три логопеда. В честь их профессионального праздника мы хотим рассказать вам больше о их работе. На тему логопедии мы поговорили с главным внештатным специалистом по логопедии Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Вероникой Анатольевной Остудиной.  

Вероника Анатольевна, как вы пришли в профессию логопеда? Всегда ли вам было это интересно?

Я работаю логопедом с 90-го года. Получается уже больше 30 лет. В свое время я побоялась поступать в мединститут, но интерес к медицине был, потому что у меня мама врач. Поэтому, после окончания учебы, я сразу начала работать в детской поликлинике. Пять лет проработала там, затем перешла работать в Республиканскую клиническую психиатрическую больницу им. Бехтерева, где работаю по настоящее время.

В МКДЦ я с 2008 года как внешний совместитель в отделении неврологии.

Профессия очень интересная, нужная. Особенно в последние годы.

Вы главный специалист Минздрава по логопедии, какая сейчас ситуация в логопедии по Татарстану?

Одиннадцатый год я являюсь главным внештатным специалистом Минздрава. Когда я была назначена и ознакомилась с ситуацией в Татарстане, у нас логопедов в системе здравоохранения было на 70 штатных должностей 61 физическое лицо.

На сегодняшний день, у нас в Татарстане по линии здравоохранения 138 ставок в логопедических медучреждениях, а физических лиц около 90. Нас увеличилось почти на 50%. И это, конечно же, связано с открытием сосудистых центров.

Если раньше количество логопедов, работающих в детских учреждениях, было больше, чем взрослых. То сейчас все наоборот.

На сегодняшний день у нас около 30 человек в детской сети. И остальные - это логопеды, которые оказывают помощь взрослым. В основном после инсультов, черепно-мозговых травм, инфекции, онкологии.

Какие задачи стоят перед логопедом в целом и здесь в МКДЦ?

Логопедия делится на детскую, подростковую и взрослую.

При нарушениях речи у детей общая задача логопеда - это запуск речи, обучение навыкам речи. У взрослых мы говорим о восстановлении речи.

Среди детей сейчас очень актуальна проблема - начинают поздно говорить, с задержкой развития всех высших психических функций.

А взрослые - это первый-второй этап реабилитации. Конкретно, неврологическое отделение для больных с ОМК. По приказу в каждом отделении логопед есть в составе мультидисциплинарной реабилитационной команды.

У нас острое отделение в сосудистом центре, тут два логопеда в неврологии и один логопед в нейрохирургии. Все мы находимся в одном кабинете.

В МКДЦ мы проводим обследование речи в кратчайшие сроки после поступления больного, приходим в реанимацию.

В последние годы большой проблемой стала дисфагия, нарушение глотания, которое часто сопутствует перенёсшим инсульт пациентам. И в задачи логопеда входит восстановление функций глотания. Это обследование, полное лечение, даем рекомендации, занимаемся и помогаем пациентам начать глотать.

2023-14-11-1.jpg

Чем отличается работа со взрослыми и с детьми?

Методика работы другая. Безусловно, из детской и общей логопедии  привносятся некоторые приемы. Логопедам, которые приходят из детской сферы в работу со взрослыми, бывает очень тяжело.

Таким специалистам нужен курс повышения квалификации для логопедов здравоохранения, который, кстати, есть у нас в КГМА на базе кафедры спортивной медицины и реабилитации.

С 2014 года раз в год в апреле проходят 72 часовые курсы повышения квалификации. Этот курс необходим для логопедов, попадающих из детской во взрослую сеть, или из системы образования в здравоохранение.

С кем вам комфортнее, лучше работать?

В начале своего профессионального пути я работала только с детьми. Придя в Республиканскую клиническую психиатрическую больницу, начала осваивать работу с подростками и взрослыми. Сейчас могу с уверенностью сказать, все-таки больше мне нравится работать с подростками и взрослыми.

Можете рассказать о каких-нибудь интересных случаях из вашей практики?

Бывают ситуации, когда с каждым занятием видишь прогресс в восстановлении речи. Пациент за короткое время перестает нуждаться в помощи логопеда. Значит, мы все сделали правильно.

Такие случаи очень меня вдохновляют. Испытываешь гордость за профессию, когда видишь как пациент со слезами на глазах, начинает говорить, благодарит тебя.

Но, к сожалению, это происходит не так часто, как хотелось бы. В основном это регулярные, многомесячные занятия с пациентом. Обязательно с поддержкой семьи. Логопед – отчасти и психолог, потому что приходится много разговаривать с родственниками, поддерживать их, учить, как помочь близкому человеку. И пациентам, и родственникам - всем бывает нужно выговориться.

Счастье – видеть результат своего труда. Понимаешь, что все было не зря. Врачи делают свое дело, поддерживают медикаментозно. Мы выполняем свою часть работы. И когда все это в комплексе, каждый несет свою функцию - пациент выходит своими ногами, говорящий.

Можно ли полностью восстановить нарушение речи?

Это зависит от степени поражения. В легких случаях происходит полное восстановление речи. Затем следует восстановление речи, которое человек не заметит и только логопеду будет видно проблемные места.

В своей жизни мы часто пользуемся достаточно ограниченным количеством слов и фраз. Если проверить, белые пятна есть, но часто пациенты не стремятся это исправлять.

Полное восстановление также зависит от того, насколько быстро логопеды подключились к восстановлению. Хоть и бывает спонтанное восстановление речи, время лучше не упускать.

Можете сказать, что самое сложное для вас в вашей работе?

Самое сложное это установить контакт с пациентом и родственниками. Если возникнет доверие, то и работа пойдет.

Еще сложно не паниковать, когда ты все делаешь правильно, а эффект минимальный. Это вызывает тревожность и сомнения, а все ли так я делаю. За многие годы я не считаю зазорным, если что-то меня смущает, полистать старый добрый учебник, посмотреть в литературе, посоветоваться с коллегами.

Все пациенты разные, и к ним нужен индивидуальный подход. Часто приходится что-то менять, искать обходной путь. Поэтому работа логопеда творческая. Думаешь, что заинтересует пациента, что вызовет эмоции.

Также у всех разные уровни развития речи. Важно найти моменты соприкосновений, где все совпало, и ты вместе с пациентом двигаешься вперед.

Вы говорите, что иногда дефекты речи заметны только логопедам. Как часто встречаются люди, у которых есть  дефекты, а они не знают об этом?

Многие часто не замечают, что они неправильно выговаривают звуки - Р, Л, Ш, шипящие звуки. Все к этому привыкли. Этот дефект не режет им слух.

В повседневности многие люди говорят небрежно, нечетко, заглатывая окончания. Если человек живет себе спокойно и радуется, так зачем что-то менять.

Когда ко мне приходят молодые люди лет 25-27 с легким заиканием, я советую им оставить все как есть. Ведь исправление такого небольшого дефекта это уже сложный процесс. Надо работать над дыханием, над голосом, над артикуляцией. Процессы долгие, 6-8 месяцев регулярных занятий. Не все готовы тратить на это время.

Конечно, при желании, эти дефекты можно исправить, но нужна мотивация и дисциплина.

Почему стараются исправить все в детстве? Опыт говорения у ребенка мал, все еще не закрепилось. Звук можно достаточно быстро ввести в речь, автоматизировать. А взрослый, сколько лет уже он пользуется речью? Изолированно он может произнести «р», но чтобы ввести в речи нужно постоянно контролировать, как произносится звук.

Должна быть сила воли и мотивация. Если этого нет, то и эффекта не будет.

Иногда мы сталкиваемся с тем, что пациент перенесший инсульт уходит в депрессию, отворачивается к стене, молчит. Родственники тоже не трогают, он не хочет разговаривать. И это худший вариант.

А есть активные пациенты, глаза горят, всегда ждут наших занятий и готовятся. Естественно, и результат другой будет.

Вероника Анатольевна, что бы Вы хотели пожелать своим коллегам? 

Хочу поздравить всех своих коллег с Международным днем логопеда,  а также пожелать творческих успехов. Чтобы все пациенты были говорящими. Вот наша главная цель.

Есть пословица - «что имеем, не храним, потерявши плачем». Речь - это самая главная функция, которая отличает людей от животных. Человек существует социально, мы должны коммуницировать, разговаривать. Поэтому желаю, чтобы все наши пациенты обрели дар речи.

2023-14-11-2.jpg

 

От редакции «Вестника» мы так же хотим поздравить всех логопедов с их профессиональным праздником! Спасибо за Ваш нужный и нелегкий труд, за Вашу заботу, за профессионализм и индивидуальный подход к каждому!

 

 Мария Полякова

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены