Каждую осень свой профессиональный праздник отмечают специалисты, корректирующие дефекты речи у детей и взрослых. А именно, 14 ноября признан Международным днем логопеда.
День логопеда — праздник, который мало освещен за пределами сообщества. Тем не менее, это очень нужная и важная специальность. В структуре ГАУЗ «МКДЦ» работают три логопеда. В честь их профессионального праздника мы хотим рассказать вам больше о их работе. На тему логопедии мы поговорили с главным внештатным специалистом по логопедии Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Вероникой Анатольевной Остудиной.
Вероника Анатольевна, как вы пришли в профессию логопеда? Всегда ли вам было это интересно?
Я работаю логопедом с 90-го года. Получается уже больше 30 лет. В свое время я побоялась поступать в мединститут, но интерес к медицине был, потому что у меня мама врач. Поэтому, после окончания учебы, я сразу начала работать в детской поликлинике. Пять лет проработала там, затем перешла работать в Республиканскую клиническую психиатрическую больницу им. Бехтерева, где работаю по настоящее время.
В МКДЦ я с 2008 года как внешний совместитель в отделении неврологии.
Профессия очень интересная, нужная. Особенно в последние годы.
Вы главный специалист Минздрава по логопедии, какая сейчас ситуация в логопедии по Татарстану?
Одиннадцатый год я являюсь главным внештатным специалистом Минздрава. Когда я была назначена и ознакомилась с ситуацией в Татарстане, у нас логопедов в системе здравоохранения было на 70 штатных должностей 61 физическое лицо.
На сегодняшний день, у нас в Татарстане по линии здравоохранения 138 ставок в логопедических медучреждениях, а физических лиц около 90. Нас увеличилось почти на 50%. И это, конечно же, связано с открытием сосудистых центров.
Если раньше количество логопедов, работающих в детских учреждениях, было больше, чем взрослых. То сейчас все наоборот.
На сегодняшний день у нас около 30 человек в детской сети. И остальные - это логопеды, которые оказывают помощь взрослым. В основном после инсультов, черепно-мозговых травм, инфекции, онкологии.
Какие задачи стоят перед логопедом в целом и здесь в МКДЦ?
Логопедия делится на детскую, подростковую и взрослую.
При нарушениях речи у детей общая задача логопеда - это запуск речи, обучение навыкам речи. У взрослых мы говорим о восстановлении речи.
Среди детей сейчас очень актуальна проблема - начинают поздно говорить, с задержкой развития всех высших психических функций.
А взрослые - это первый-второй этап реабилитации. Конкретно, неврологическое отделение для больных с ОМК. По приказу в каждом отделении логопед есть в составе мультидисциплинарной реабилитационной команды.
У нас острое отделение в сосудистом центре, тут два логопеда в неврологии и один логопед в нейрохирургии. Все мы находимся в одном кабинете.
В МКДЦ мы проводим обследование речи в кратчайшие сроки после поступления больного, приходим в реанимацию.
В последние годы большой проблемой стала дисфагия, нарушение глотания, которое часто сопутствует перенёсшим инсульт пациентам. И в задачи логопеда входит восстановление функций глотания. Это обследование, полное лечение, даем рекомендации, занимаемся и помогаем пациентам начать глотать.
Чем отличается работа со взрослыми и с детьми?
Методика работы другая. Безусловно, из детской и общей логопедии привносятся некоторые приемы. Логопедам, которые приходят из детской сферы в работу со взрослыми, бывает очень тяжело.
Таким специалистам нужен курс повышения квалификации для логопедов здравоохранения, который, кстати, есть у нас в КГМА на базе кафедры спортивной медицины и реабилитации.
С 2014 года раз в год в апреле проходят 72 часовые курсы повышения квалификации. Этот курс необходим для логопедов, попадающих из детской во взрослую сеть, или из системы образования в здравоохранение.
С кем вам комфортнее, лучше работать?
В начале своего профессионального пути я работала только с детьми. Придя в Республиканскую клиническую психиатрическую больницу, начала осваивать работу с подростками и взрослыми. Сейчас могу с уверенностью сказать, все-таки больше мне нравится работать с подростками и взрослыми.
Можете рассказать о каких-нибудь интересных случаях из вашей практики?
Бывают ситуации, когда с каждым занятием видишь прогресс в восстановлении речи. Пациент за короткое время перестает нуждаться в помощи логопеда. Значит, мы все сделали правильно.
Такие случаи очень меня вдохновляют. Испытываешь гордость за профессию, когда видишь как пациент со слезами на глазах, начинает говорить, благодарит тебя.
Но, к сожалению, это происходит не так часто, как хотелось бы. В основном это регулярные, многомесячные занятия с пациентом. Обязательно с поддержкой семьи. Логопед – отчасти и психолог, потому что приходится много разговаривать с родственниками, поддерживать их, учить, как помочь близкому человеку. И пациентам, и родственникам - всем бывает нужно выговориться.
Счастье – видеть результат своего труда. Понимаешь, что все было не зря. Врачи делают свое дело, поддерживают медикаментозно. Мы выполняем свою часть работы. И когда все это в комплексе, каждый несет свою функцию - пациент выходит своими ногами, говорящий.
Можно ли полностью восстановить нарушение речи?
Это зависит от степени поражения. В легких случаях происходит полное восстановление речи. Затем следует восстановление речи, которое человек не заметит и только логопеду будет видно проблемные места.
В своей жизни мы часто пользуемся достаточно ограниченным количеством слов и фраз. Если проверить, белые пятна есть, но часто пациенты не стремятся это исправлять.
Полное восстановление также зависит от того, насколько быстро логопеды подключились к восстановлению. Хоть и бывает спонтанное восстановление речи, время лучше не упускать.
Можете сказать, что самое сложное для вас в вашей работе?
Самое сложное это установить контакт с пациентом и родственниками. Если возникнет доверие, то и работа пойдет.
Еще сложно не паниковать, когда ты все делаешь правильно, а эффект минимальный. Это вызывает тревожность и сомнения, а все ли так я делаю. За многие годы я не считаю зазорным, если что-то меня смущает, полистать старый добрый учебник, посмотреть в литературе, посоветоваться с коллегами.
Все пациенты разные, и к ним нужен индивидуальный подход. Часто приходится что-то менять, искать обходной путь. Поэтому работа логопеда творческая. Думаешь, что заинтересует пациента, что вызовет эмоции.
Также у всех разные уровни развития речи. Важно найти моменты соприкосновений, где все совпало, и ты вместе с пациентом двигаешься вперед.
Вы говорите, что иногда дефекты речи заметны только логопедам. Как часто встречаются люди, у которых есть дефекты, а они не знают об этом?
Многие часто не замечают, что они неправильно выговаривают звуки - Р, Л, Ш, шипящие звуки. Все к этому привыкли. Этот дефект не режет им слух.
В повседневности многие люди говорят небрежно, нечетко, заглатывая окончания. Если человек живет себе спокойно и радуется, так зачем что-то менять.
Когда ко мне приходят молодые люди лет 25-27 с легким заиканием, я советую им оставить все как есть. Ведь исправление такого небольшого дефекта это уже сложный процесс. Надо работать над дыханием, над голосом, над артикуляцией. Процессы долгие, 6-8 месяцев регулярных занятий. Не все готовы тратить на это время.
Конечно, при желании, эти дефекты можно исправить, но нужна мотивация и дисциплина.
Почему стараются исправить все в детстве? Опыт говорения у ребенка мал, все еще не закрепилось. Звук можно достаточно быстро ввести в речь, автоматизировать. А взрослый, сколько лет уже он пользуется речью? Изолированно он может произнести «р», но чтобы ввести в речи нужно постоянно контролировать, как произносится звук.
Должна быть сила воли и мотивация. Если этого нет, то и эффекта не будет.
Иногда мы сталкиваемся с тем, что пациент перенесший инсульт уходит в депрессию, отворачивается к стене, молчит. Родственники тоже не трогают, он не хочет разговаривать. И это худший вариант.
А есть активные пациенты, глаза горят, всегда ждут наших занятий и готовятся. Естественно, и результат другой будет.
Вероника Анатольевна, что бы Вы хотели пожелать своим коллегам?
Хочу поздравить всех своих коллег с Международным днем логопеда, а также пожелать творческих успехов. Чтобы все пациенты были говорящими. Вот наша главная цель.
Есть пословица - «что имеем, не храним, потерявши плачем». Речь - это самая главная функция, которая отличает людей от животных. Человек существует социально, мы должны коммуницировать, разговаривать. Поэтому желаю, чтобы все наши пациенты обрели дар речи.
От редакции «Вестника» мы так же хотим поздравить всех логопедов с их профессиональным праздником! Спасибо за Ваш нужный и нелегкий труд, за Вашу заботу, за профессионализм и индивидуальный подход к каждому!
Мария Полякова
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя