Инструктор-методист по лечебной физкультуре (ЛФК) Айрат Фаритович Сафин работает в Межрегиональном клинико-диагностическом центре 9 лет. Все эти годы он помогает встать на ноги и вернуться к полноценной жизни пациентам, перенесшим инсульт.
Ни для кого не секрет, что после инсульта пациенты зачастую остаются прикованными к кровати, так же значительно снижаются их социальное и бытовое функционирование. В таких ситуациях большое значение имеют реабилитационные мероприятия, которые дают надежду на восстановление.
Неврологическое отделение для больных с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК) в МКДЦ, где работает Айрат Сафин, это сплоченная команда, состоящая из квалифицированных специалистов, нацеленных на результат: врачи-неврологи, врачи ЛФК, инструкторы-методисты ЛФК, инструкторы ЛФК, психологи, логопеды и медицинские сестры. Все они ежедневно дают надежду пациентам: жить без ограничений.
Редакция журнала «Вестник МКДЦ» поговорила с Айратом Фаритовичем о его интересной работе, о методике «Использование подвесных систем в восстановлении больных, перенесших инсульт в острый период», о мастер-классах для медицинских сестер и многом другом.
«Мне нравится, когда работа приносит пользу»
Расскажите, с чего начиналась Ваша медицинская деятельность?
– В 2001 году я закончил Казанский медицинский колледж по направлению лечебное дело. Работал 2 года фельдшером скорой помощи. Позже я обучился еще одной профессии – медицинский брат по массажу и работал по этой специальности.
Мне нравится, когда работа приносит пользу, поэтому спустя время я осознал, что хочу чего-то большего - помогать пациентам восстанавливаться. Поэтому начал изучать лечебную физкультуру. Сначала закончил курсы инструктора по лечебной физкультуре, после поступил в Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма на факультет адаптивной физической культуры. Закончил бакалавриат и сейчас вот заканчиваю магистратуру.
Работаю инструктором ЛФК в неврологическом отделении для больных с острым нарушением мозгового кровообращения МКДЦ с 2015 года. Спустя 8 лет стал инструктором-методистом.
В чем заключается работа инструктора по лечебной физкультуре?
– Мы, специалисты ЛФК, при помощи разнообразных физических упражнений, проводимых с пациентами, воздействуем в первую очередь на ту часть головного мозга, которая отвечает за планирование, контроль и выполнение произвольных движений. Мы возвращаем пациенту способность управлять собственным телом.
«Расти и развиваться»
Что кроме желания помогать людям Вас вдохновляет?
– Мне нравится расти и развиваться. За годы моей деятельности характер моей работы менялся неоднократно, а уровень знаний продолжает расти. Я продолжаю получать образование, посещаю всевозможные курсы и мастер-классы. Все это время я ездил на обучения в Москву и в Санкт-Петербург. Помимо базовых знаний (медицинский брат по массажу, инструктор по лечебной физкультуре, инструктор-методист по лечебной физкультуре) я прошел следующие курсы: эрготерапия, мягкие мануальные техники, кинезиотерапия с использованием подвесной системы Экзарта («Экзарта silver»), кинезиотейпирование и курс «Проприоцептивная нейромышечная фасилитация (ПНФ)».
Уже сегодня мои дальнейшие обучения расписаны на несколько лет вперед, потому что каждое обучение нужно, как минимум, полгода внедрять, проверять на практике. В ближайшие пару лет я планирую усовершенствовать знания о функциональной биомеханике, концепции Бобат, методики Кальтенборна и Мэйтланда.
Я люблю учиться. И мне постоянно кажется, что «чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю» — Сократ.Поэтому продолжаю учиться, учиться и еще раз учиться. Конечно, понимаю, что за всю свою жизнь не смогу изучить все. Но мне нравится получать, использовать и передавать знания. Особенно, когда знания приносят пользу не только мне, но и окружающим.
О мастер-классах
Мне известно, что Вы проводите мастер-классы для медицинских сестер. Расскажите об этом подробнее.
– Я провожу мастер-классы для медсестер на регулярной основе. Но для родственников и сиделок инсультных пациентов делаю это ежедневно.
Это мастер-классы двух видов: позиционирование (лечебное положение больных) и перемещение (правильное, безопасное перемещение).
Дело в том, что правильное положение пациента очень важно. Это, в первую очередь, связано с тем, что человек не может самостоятельно принять удобную позу. Он физически не в состоянии правильно себя отрегулировать, и, таким образом, может получить такие повреждения как пролежни, застойные пневмонии, растяжения, контрактуры, спастичности и мн.др. От всего этого мы можем и мы должны уберегать пациентов. Ведь, если игнорировать эти рутинные процессы, в конечном итоге это приведет к необратимым последствиям. Я видел много примеров, когда неправильный уход приводил к непреодолимым барьерам в восстановлении пациентов.
Да, с врачами мы взаимодействуем много, в том числе, когда обсуждаем алгоритм действий. Но с медицинскими сестрами у нас не просто ежедневное взаимодействие, а работа инструктора ЛФК напрямую связана с их грамотной деятельностью. Поэтому многое зависит от того, как я обучу уходу за пациентами. Приведу самый простой и распространенный пример из практики: пациент уложен неправильно, неправильно перемещен, в связи с этим был травмирован, это ставит на паузу тренировки и лечение.
Помимо этого меня просят показать, как правильно обращаться с пациентами, другие отделения. Раньше, в доковидное время, достаточно часто с фондом «Синяя лента» мы в полном составе междисциплинарной реабилитационной команды (МДРК) ездили по городам Татарстана, были в Нижнем Новгороде. Я, со своей стороны, проводил мастер-классы для медицинского персонала - как правильно физически взаимодействовать с пациентами, чтобы не навредить ни себе, ни им. Это действительно помогает в работе медикам. И я сталкивался спустя годы с теми, кого обучал – они помнят то, чему я учил. А если хотя бы один человек помнит, это значит, что это не зря потраченные время и силы. Мне нравится жить по принципу: «Знания получать, знания применять и знания передавать».
Собственная методика и подвесная система «Экзарата»
Вы разрабатываете свои методики. Можете об этом рассказать?
– Да, я разработал программу по восстановлению после инсульта с использованием подвесной системы Экзарта, которая есть в нашем центре. Название методики: «Использование подвесных систем в восстановлении больных, перенесших инсульт в острый период». Эту методику я использовал последние 2-3 года и защитил красный диплом по этой теме.
Эффективность данной методики оказалась выше классических методов реабилитации. Конечно, это не что-то феноменальное, однако и прорывных технологий в восстановлении после инсульта на данный момент не изобретено.
Теперь я готовлюсь к защите магистерской диссертации на тему «Обучение восстановлению после перенесенного инсульта».
Почему именно система Экзарта? Она лучше других?
– Не лучше, не хуже, она другая. Позволяет полностью освободить руки и более тонко подойти к работе с пациентом. Но чтобы работать на ней, нужно владеть знаниями.
Как Вы понимаете какая методика подойдет пациенту?
– Все пациенты разные: бывает лежачий пациент; бывает, что может разговаривать и даже ходить. То есть, первое свидание с пациентом – это всегда знакомство; сбор анамнеза, который мне необходим для дальнейших действий: кем был пациент, кем работал, что делал, какое хобби у него и многое другое. Составляется план с врачом лечебной физкультуры, и далее – по этому плану совместно работаем.
Мы используем все методики и подходим к каждому пациенту индивидуально. И для каждого подбираем самые эффективные способы.
Лично я не применяю какую-то одну методику на одном больном. То есть у меня всегда идёт такой микс из нескольких методик. Потом я наблюдаю и акцентирую внимание на том, что дает больший эффект. Я стараюсь максимально использовать в работе все свои знания и опыт.
Есть ли интуитивная составляющая в лечении пациентов?
– То, что мы называем интуицией, на самом деле является жизненным опытом; это то, что когда-то пережили. То есть мы не можем все держать в «оперативной памяти» нашего мозга. Поэтому многое лежит у нас в глубокой памяти, и вот когда мы оттуда достаем какую-то информацию, это и есть интуиция. Исходя из своего опыта, могу сказать, что во многом я полагаюсь на интуицию.
О пациентах с ОНМК
Расскажите о восстановлении инсультных пациентов с инструктором ЛФК и без него. Возможно ли самостоятельно без квалифицированной помощи вернуться к полноценной жизни?
– Представьте, что вы находитесь в лесу, из которого Вам нужно не просто выбраться, а прийти в определенную точку маршрута. От того места, где Вы находитесь, берет начало огромное множество троп разной длины. Многие из них ведут к нужному финишу, некоторые – в никуда. Всевозможные интернет-ресурсы, литература, знакомые или просто любители дать какой-нибудь совет наперебой начинают Вам хаотично указывать случайным образом на разные тропы. Грамотный специалист по реабилитации укажет Вам самый короткий, может тяжелый, но, тем не менее, правильный путь. И поможет пройти его до намеченного результата.
Есть ли уникальные случаи в Вашей практике?
– Каждый пациент для меня – это уникальный случай. Не бывает двух одинаковых людей, у каждого пациента своя неповторимая история жизни: чем занимался, как жил, какой образ жизни вел, была у него умственная работа или физическая. Под каждого пациента нужно выстраивать индивидуальную методику и алгоритм действий.
Сколько человек благодаря Вам встали на ноги?
– Я мог эту цифру назвать лет 7 или 8 назад, когда только начал этим заниматься. Сейчас, к сожалению, не смогу назвать точную цифру. Я уже давно потерял счет. Но, я думаю, больше 300 человек.
Какие эмоции Вы испытываете, когда видны первые движения пациентов?
– Первое движение в конечности пациента, которая вообще не работала – оно сравнимо с теми чувствами, когда ощущаешь, как первый раз твой ребенок пинается. Говорю как отец двух дочерей. Это и как первые шаги твоего ребенка: смотришь, и даже слезы гордости за него наворачиваются. Действительно тяжело передать эмоции. Иногда радуешься больше пациента, потому что он сам не до конца осознает, что произошло.
Маргарита Шелихова
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя