Наверх

МКДЦ

Партнерский проект

Врач высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук Айрат Адгамович ГАЛЕЕВ восемнадцать лет возглавляет кардиологическое отделение № 1 Межрегионального клинико-диагностического центра. Через самую большую кардиологическую службу центра в год проходит более 1200 пациентов — и кому, как не Галееву, рассказать нашим читателям всю правду о больном и здоровом сердце? А ещё он обладатель внушительной коллекции кошек!

Слово Айрату Галееву.

b_503_754_16777215_0_0_images_icdc_2024_2024-11-19-4.jpg

На первый взгляд может показаться, что мы не совершаем огромных подвигов (то ли дело — хирургия!), а наше отделение выполняет достаточно рутинную работу: мы обследуем пациентов. Однако важно понимать: к нам обращаются те, кто уже прошёл исследования, кто достаточно безуспешно лечился по месту жительства, в поликлиниках или районных больницах.

Наши пациенты — больные с распространёнными заболеваниями, такими, как ишемическая болезнь сердца, гипертония, сердечная недостаточность, которых мы обследуем и решаем, нужна ли им операция.

МКДЦ — центр высоких медицинских технологий, мы работаем в тесном сотрудничестве с кардиохирургическими отделениями, выступаем, как третейский судья, решая, что на данном этапе показано пациенту: консервативное лечение или оперативное вмешательство. Это новый горизонт для таких больных, ведь в обычной больнице получить такую комплексную помощь им бы не удалось.

О собирательном образе больного

Чаще всего наш пациент — это мужчина 50-75 лет. Это человек с повышенным давлением, как правило — курящий. В большинстве своём — с избыточным весом. У 30 % — сахарный диабет.

У женщин сердечно-сосудистая система страдает в меньшей степени, ведь до начала гормональных перестроек они защищены женскими половыми гормонами — эстрогенами, которые защищают сердце, конечно, если не происходит казусов, как с той пациенткой.

О ЗОЖ и его имитации

Как-то к нам поступила молодая пациентка с очень слабо сокращающимся сердцем. Низкая фракция выброса, сократительная способность — всего 16 %. В чём дело?! Обследуем, ничего не можем понять, в итоге выясняется: женщина так стремилась похудеть, что настойчиво принимала специальные добавки, чем вызывала у себя токсическое поражение сердца. После того как мы порекомендовали прекратить приём этих препаратов, назначили лекарства для усиления работы сердца, она фактически поправилась. Выписалась не то чтобы абсолютно здоровой, но постепенно вернулась к норме. На фоне повального стремления «сохранить молодость» такие случаи встречаются всё чаще и чаще.

О положительных тенденциях

В последние годы активно развивается культура населения о том, что здоровье надо беречь смолоду. Многое делается в этом плане, потихоньку уменьшается смертность. Впрочем, пока это связано в основном с усилиями медиков, а не с тем, что население склонно бегать трусцой или использовать низкожировую диету.

О генах и «правиле тарелки»

Иногда мы слышим: «Как же так, я соблюдаю диету, не курю и не пью, почему я такой больной?» Но, к сожалению, наследственность не сбросить со счетов, стрессы, случайности…

Трудно рассуждать гипотетически, не зная подробностей, например, какой у человека был уровень холестерина. Вроде бы он и сала кусками не ел и сыром не закусывал, но в то же время всё равно — избыток.

Сегодня во главу угла в диетологии поставлено правило: 50 % продуктов на столе должны составлять овощи, 25 — белок и 25 — углеводы. Это так называемое «правило тарелки», которое условно делится на три части. Должно быть два рыбных дня в неделю... Поэтому сказать, что человек абсолютно правильно питался, не был безгрешен, нельзя. Но, с другой стороны, я ещё раз повторю, что наследственность никто не отменял. У меня был больной — молодой врач. В 32 года у него случился инфаркт во время спортивных соревнований. Оказалось, что у него отец в 42 года получил инфаркт, то есть у них предпосылки были заложены по наследственной линии...

О важных банальностях

Считаю, что тем, кто хочет сохранить здоровье на долгие годы, нужно выполнять четыре основных правила. Да, они банальные, но других пока никто не придумал. Первое — по возможности правильно питаться. Ограничивать жирную, солёную пищу, количество яиц. Когда-то наш старый профессор рассказывал о своём друге, тоже старом профессоре, который умер от сердечного заболевания. В далёкие годы тот жил в деревне, был сельским доктором, продуктов было мало, но были куры, и он ел практически одни яйца. В итоге у него был такой махровый атеросклероз, сосуды «звенели», когда их оценивали! Это, конечно, образное выражение, но он не исключал, что именно яичная диета произвела такой жёсткий эффект.

Второе— поддерживать физическую активность. Помню, как к нам приезжал с лекцией выдающийся кардиолог Ренат Сулейманович Акчурин (к сожалению, совсем недавно он ушёл из жизни. —Ред.). Одна студентка задала вопрос о том, как соблюдать здоровый образ жизни, с чего начать. Профессор ответил — с ходьбы. Она должна быть обязательной.  И движение должно быть в радость. Речь не о том, что человек по своей работе много ходит по заводу и цехам. Это всё-таки не спорт, а скорее утомление. Речь именно о спортивной составляющей.

Третьеправило касается курения. Люди курят облегчённые сигареты и думают, что это безопасно. Но у тех, кто курит, неминуемо будут проблемы. Нет такого человека, кто бы длительно курил и не имел каких-либо сердечных заболеваний. Переход на кальяны, вейпы; электронный пар мало спасает ситуацию.

Четвёртыйкомпонент — регулярное измерение давления. Человек, который контролирует своё давление, более защищён от внезапностей. Увы, повышенное давление зачастую не ощущается, но именно оно лежит в основе большинства внезапных сердечных проблем.

О нормах и нормативах

Опасным для здоровья и явно требующим вмешательств является давление 160/100. При 140/90 нужно насторожиться, обязательно сходить к врачу и выяснить, в чём дело. Считаю, везде нужно вешать плакаты с призывами контролировать давление. В идеале это нужно делать ежедневно.

У нас же, как правило, внимательное отношение к своему здоровью возникает только у пожилых людей. У остальных же так: умер какой-нибудь знакомый, потом ещё один, и мужчина в возрасте 50 лет вдруг спохватывается, начинает себя ощупывать, не грозит ли что-то и ему.

О пересадке сердца и личной судьбе

Я родился в год, когда в мире была совершена первая операция по пересадке сердца. Это событие произвело на всех колоссальное впечатление, в том числе — и на мою маму. В тот момент кардиология стала королевой всех медицинских наук, а кардиологи — людьми, которые совершают чудеса. Поэтому я обязательно должен был стать кардиологом. Мне это внушалось с детства. Так и получилось, и я доволен своим выбором.

О кошках и особых субстанциях

Коллекция кошек, которую вы видите в моём кабинете — подарки благодарных пациентов. Кошек я люблю с детства. Недавно с улыбкой прочитал в интернете: группа учёных доказала, мол, кошка — это особая жидкость. Существует понятие жидкости как субстанции, которая заполняет сосуд, в который она погружается. Как-то одна больная узнала, что у меня есть кошка, и она подарила мне одну из них просто так. Так и пошло-поехало. Мне приятно находиться в окружении этих существ, да и больным, кажется, тоже. Они приходят сюда и умиляются — кошки повышают им настроение. Вязаные, сшитые, вылепленные, выточенные, китайские, египетские, ручной работы, на заказ. Есть кошка, а у неё внутри мышка, и даже кошка, привезённая из хаджа, из самой Саудовской Аравии...

b_749_499_16777215_0_0_images_icdc_2024_2024-11-19-5.jpg

 

Альбина АБСАЛЯМОВА

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ