Наверх

МИР

Ароматные и экзотические специи делают вкус еды неповторимым, они являются важными составляющими в фармакологии и народной медицине, с их помощью создают неповторимые ароматы парфюмеры.  Сегодня нам доступен самый широкий спектр пряностей, однако так было не всегда. История торговли пряностями – это история жестокой борьбы за власть над Островами пряностей. В этой борьбе сходились противники с разных концов света от арабов и китайцев в древности до португальцев, испанцев, голландцев, англичан и французов в средние века.

Хитроумная демаркация 

Как только Колумб открыл, что у Атлантического океана есть западный берег и там простираются земли, сулящие несметные богатства, королевские дома Португалии и Испании вступили в ожесточенный спор за новые заморские владения. В итоге «высокие договаривающиеся стороны» решают провести в Атлантическом океане «границу, или прямую черту, с севера на юг, от полюса до полюса». 

 

Так, в 1494 году при посредничестве папы римского в городе Тордессильясе между Испанией и Португалией был заключен договор о первом в истории разделе мира на сферы влияния. Испания получила право владеть новооткрытыми землями на запад от Азорских островов, а Португалия - на восток. В реальной жизни ситуация выглядела довольно странно: португальцы владели правом на открытия в Азии, двигаясь на восток вокруг Африки, а испанцы имели такое же право, но двигаясь на запад. И здесь уже немало зависело от того, кто первым достигнет берегов тех или иных земель.

 

b_300_394_16777215_0_0_images_world_2014_2014-07-17-2.jpg

 

 

Надо отметить, что португальцы уговорили испанцев провести демаркационную линию как можно западнее через Атлантический океан. Тогда Португалия не только сохранила бы контроль над западным побережьем Африки, но и получила шанс добраться до Молуккских пряностей в обход мыса Доброй Надежды. Ведь кто знает, где находятся Острова специй, - а тем более владеет ими, - будет господствовать в мировой торговле. Между соперниками начался бег наперегонки.

Пряности - на вес золота

Сейчас трудно представить, какое значение придавали европейцы XV веке гвоздике или мускатному ореху. Эти обычные сегодня товары тогда доставлялись в Европу сложным и долгим путем: арабские купцы скупали пряности у мелких царьков на Молуккских островах и перепродавали венецианцам, а те в свою очередь доставляли специи в Европу. 

b_500_358_16777215_0_0_images_world_2014_2014-07-17-3.jpg

Причем венецианцы, которые сами закупали перец или гвоздику у арабов по цене, втрое превышающей обычные цены на рынках Юго-Восточной Азии, при продаже специй получали колоссальный навар. Что неудивительно, ведь торговля пряностями была ими полностью монополизирована. 

Экспедиция за «золотыми плодами»

Первыми европейцами, поплывшими на острова в 1512 году, чтобы наладить торговлю пряностями без посредников, стали португальцы из экспедиции Антониу ди Абреу. Этот молодой мореплаватель в составе португальской военной экспедиции участвовал в захвате острова Ормуз у входа в Персидский залив и в завоевании Гоа в Индии. А теперь ему предстояло найти источник сказочного богатства арабских купцов. Оказалось, что именно в Индонезии на островах Банда растет «золотой плод» - мускатный орех, который за большие деньги продавали в Европе.

 

b_400_436_16777215_0_0_images_world_2014_2014-07-17-4.jpg

Отметим, что в то время  в Европе ходило поверье, что запах мускатного ореха способен предотвратить заражение чумой, от которой вымирали целые страны. Люди платили любые средства, чтобы приобрести орехи для того чтобы носить их в специальных мешочках на шее. Специфический пряный запах этого плода способствовал дезинфекции. Но от чумы он, безусловно, не спасал.

 

Приближаясь к архипелагу на судне «Санта Катарина» в 1512 году, молодой мореход Антониу ди Абреу и не подозревал, что эти земли на некоторое время обеспечат его родной стране господство в Европе. Не знал он и того, что доплыв до островов Банда, он на самом деле достиг океана, о существовании которого до той поры не подозревал ни один европеец. Несмотря на все эти заслуги имя самого Абреу - истинного первооткрывателя Островов пряностей и Тихого океана, уже через несколько столетий забудут даже на его родине. 

«Сокровища» на деревьях

И вот из моря перед «Санта Катариной» вырос конус вулкана Гунунгапи, а у его подножия росли мускатные рощи, аромат которых растекался над морской гладью. 

 

b_500_375_16777215_0_0_images_world_2014_2014-07-17-5.jpg

Вулкан Гунунгапи

 

Сойдя на берег, португальские матросы увидели растущие на склонах незнакомые им деревья высотой до 15 метров и с листьями, похожими на листья лавра. На их ветвях висели сотни плодов, цветом и размером напоминающих абрикосы. Внутри плода - коричневое семя в ярко-красной скорлупе. Эта оболочка называется «мацис», или «мускатный цвет». В Европе она стоила почти также баснословно, как и дорогое ядро плода.

 

b_500_375_16777215_0_0_images_world_2014_2014-07-17-6.jpg

 

Португальские первооткрыватели задерживаются на архипелаге Банда на целый месяц. Они скупают мускатные орехи, мацис и гвоздику, набивая пряностями трюмы обоих судов. Чтобы забрать с собой как можно больше драгоценного груза, Абреу приобретает у местных жителей еще и джонку.

 

Со временем  на островах Банда возникли торговые поселения португальских купцов, и местное население было обязано сбывать пряности только им. Португальское правительство искусственно поддерживало высокие цены, позволяя ввозить в Европу не более 5-6 кораблей пряного товара в год. «Гонка» к Островам пряностей португальцами была выиграна, но надолго сохранить монополию на торговлю специями им не удалось.

Вдогонку за Португалией

Весть о проникновении португальцев к источнику сказочных богатств - берегам Молуккских островов - активировала испанских искателей наживы. Среди тех, кто не вернулся с Островов пряностей, был помощник Абреу - Франсишку Серран. Он остался на одном из северных Молуккских островов - Тернате, где росла не менее востребованная  гвоздика. Серран женился на малайке и не пытался вернуться в Европу. Благополучно обосновавшись на острове Тернате, Франсишку Серран ведет переписку со своим старым другом Фернандо де Магальянесом, более известном как Фернан Магеллан. 

 

Письма Серрана вдохновляют Магеллана на рискованную экспедицию. Он убеждает испанского короля Карла I, что сможет, обогнув Америку, найти западный путь к Островам пряностей. И тогда у них появится повод оспорить монополию Португалии на торговлю специями.

 

b_400_437_16777215_0_0_images_world_2014_2014-07-17-7.jpg

 

В ноябре 1521 года корабли Магеллана, которые шли по испанским водам из Европы на запад, достигают Островов пряностей. Сам Магеллан так и не увидел архипелаг Банда – он погиб в апреле 1521 года. В итоге в Испанию вернется лишь один из пяти кораблей Магеллана - каравелла «Виктория». Однако привезенные ею 25 тонн гвоздики и мешки, набитые мускатным орехом, вызывают бурный восторг испанцев. И они начинают снаряжать новые экспедиции к Островам пряностей.

  «Гвоздичная» война

В результате разгорается многовековая «Гвоздичная война». Сначала в ней участвовали только Португалия и Испания, потом на «лакомый кусок» стали претендовать Нидерланды и Британия, а затем в споры вступают островные народы тихоокеанского региона.

b_500_350_16777215_0_0_images_world_2014_2014-07-17-8.jpg 

 

 

В XVII веке войны за пряности обострились в связи с тем, что  голландцы вытеснили с островов португальцев и ввели лимит мускатных и гвоздичных деревьев, жестоко наказывая аборигенов за «сверхлимитные» ростки. Им удавалось удерживать монополию и завышенные цены на специи до тех пор, пока в 1769 году французская военная экспедиция губернатора Маскаренских островов не похитила ценные саженцы и семена. У французов ростки не прижились, зато англичане освоили их выращивание в своих колониях. С появлением новых плантаций цены на пряности упали, а войны сошли на нет.  

Окончательная демаркация

Несколько лет португальский и испанский королевские дома ломали голову над тем, как продолжить демаркационную линию на «другой стороне Земли». Все окончательно решилось 22 апреля 1529 года в Сарагосе. Тогда между Португалией и Испанией был заключен Сарагосский договор, который служил дополнением к заключенному ранее Тордесильясскому договору. Согласно нему земли и моря к востоку от демаркационной линии отходили к Испании, а к западу - к Португалии. 

 

b_400_400_16777215_0_0_images_world_2014_2014-07-17-9.jpg

Молуккские острова или острова пряностей

Помимо этого договор утвердил соглашение о продаже Испанией португальцам прав на архипелаг Банда за 350 тысяч дукатов. Позже выяснится, что король Португалии заплатил за то, что ему и без того принадлежало согласно договору. Ведь в Сарагосе Испания и Португалия договорились о том, что демаркационная линия на «другой стороне» земного шара должна проходить к востоку от Молуккских островов - между 142-м и 145-м градусами восточной долготы. То есть острова Банда и Тернате изначально находились в сфере португальского влияния.

 

Источник: журнал GEO

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ