Наверх

МИР

Первые лечебницы-Римские термы

 

Первые общественные учреждения наподобие больниц возникли в отдаленные исторические времена в городах Древней Греции и Древнего Рима. В Греции больницы устраивались при храмах - асклепиях. В Римской империи учреждения под названием валетудинарии предназначались главным образом для лечения раненых воинов.  Для поддержания здоровья остальных горожан считалось вполне достаточным посещение горячих бань — терм (от греч. «thermos» — теплый). Первые термы, которыми население Рима могло пользоваться бесплатно, были построены в III в. до н.э. с началом широкого применения цемента. Они значительно повлияли на поддержание общественной гигиены и защиту от инфекций. Постепенно термы стали включать в себя залы для спортивных занятий, бассейны, помещения для гигиенических процедур.В императорских термах были пышные залы для пиров, бесед и собраний, библиотеки. 

 
Больница как храм
 

В средние века в Западной Европе, а впоследствии и в России больницы входили в состав храмов и занимались лечением бедняков, а также служили убежищами и источниками пищи для путешественников. Монахи обеспечивали уход за больными и немощными. Для размещения больных были отведены помещения храмов с массивными гладкими стенами, с узкими проемами окон, тяжелыми сводами, характерными для романского стиля* раннего Средневековья. Расположение больничных кроватей определялось в первую очередь расположением алтаря.

*Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в Западной и Центральной Европе в XI—XII.  Отличительные особенности романского стиля – простые и массивные сооружения из камня. Замки и стены, боевые башни были каменными, тяжеловесными, с большим запасом прочности. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, расположенные на возвышенных местах, господствующие над местностью.

В  12-13 вв, во времена крестовых походов и внутренней колонизации Европы появляются первые квалифицированные больницы: рыцарская больница св. Иоанна «Иерусалимского ордена госпитальеров» (1099), вмещавшая 2000 пациентов и имевшая даже специализированное отделение глазных болезней, больница Святого Духа в Монпелье, Франция (1145). В этот период по всей Западной Европе монашескими орденами основано около 200 больниц.

 

Больницы арабских халифатов

 

Параллельно шло развитие медицинских учреждений в странах Востока, которое достигло своего расцвета во времена арабских халифатов в X—XI веках. Величайшими представителями этого периода медицины были Ар-Рази и Ибн-Сина. Ар-Рази, известный в Европе под именем Разес (865—925), был основателем больницы в Багдаде. Интересно предание о способе, каким Ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для постройки больницы: он развешивал куски мяса в разных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется, не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения. Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице была школа врачей, которой также руководил Ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой. Арабский странствующий поэт Ибн Джубайр так описывает больницу в Багдаде: «Между аш-Шари и кварталом Баб ал-Басра имеется рынок госпиталя, подобный маленькому городку: там на Тигре находится известный багдадский госпиталь. Врачи посещают его каждый понедельник и четверг, наблюдают за состоянием больных и предписывают им необходимое лечение. У них имеются помощники, которые приготовляют лекарства и пищу. Госпиталь — большое здание с отдельными комнатами и всеми удобствами, присущими сооружениям правителей. Вода поступает туда прямо из Тигра…»

 

Первые «общественные больницы»

 

В Европе в период позднего Средневековье больницы стали открываться состоятельными горожанами. Появляется особый тип больничных зданий. Кроме помещений для больных там были хозяйственные пристройки, комната для тех, кто ухаживал за больными, аптека, сад, где росли наиболее употребляемые лекарственные растения. Здания старых больниц перестраивались, расширялись, обретая характерные для каждой эпохи архитектурные черты: готики в 12-16 вв, ренессанса в 15-17 вв, барокко 17-18 вв. и классицизма в 18-19 в.

 

Больницы в романском стиле

 

gfkdhjjopjg.jpg

Сохранившийся элемент самой большой в Шотландии средневековой больницы при монастыре Святой Троицы, 1164 г., пример романской архитектуры

 
 
jkldszi.png
 

Великая больница в Норвиче, Англия  –вид главного здания. Основана в 1249, действует по сей день. Внешний вид главного здания сформировался в 15 веке.

 

Готическая больница

 

kljfdigj.jpg

 

 

Марсельская больница Св Духа, основана в 12 веке.  Все ее здания более поздние, несут готические**элементы.

*Готическая архитектура — период развития западно- и центральноевропейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью (с конца XII по начало XVI века). Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, монастырей. Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

 

 

Больницы эпохи Возрождения

 

fndxf.png

Больница в монастыре Лоди, Италия, архитектор Джироламо да Комаццо, 1459, примербольницы эпохи Возрождения*

 

fjjfgxj.jpg

 

 

Больница «Чепло», Пистойя, Италия. Основана в 13 веке. В 15 веке к зданию было добавлено крыло с лоджией в стиле эпохи раннего Вохрождения.
 

*Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, возрождение античного искусства. Форма стиля ренессанс: арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола, высокие и просторные залы.Впервые появление этажа, как горизонтального пространства, пригодного для жизни и деятельности людей. Период наступления штукатурки в архитектуре. Ранний ренессанс характерен чередованием материалов и цвета, широко используются цветные материалы: терракота, майолика и глазурованный кирпич.

 

Госпиталь в стиле Барокко

 

b_150_100_16777215_0_0_images_fgjfdjdgkds.jpg

 

Здание госпиталя де ла Каридад - Больница Милосердия, выполненное в стиле барокко* 17 в., Сельвия, Испания

 

*Архитектура барокко (итал. – причудливый., странный) — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII.  Во времена барокко на первом месте стояла пышность. Здания обязательно украшались причудливыми фасадами, лепкой, множеством скульптур.

 

 

Больницы –усадьбы эпохи классицизма

 

Господствовавший в 18 в. классицизм* определил внешний облик большинства европейских общественных зданий того времени. В Москве в конце 18 века был построен целый ряд больниц и госпиталей, которые являются памятниками архитектуры русского классицизма.В архитектуре их отразились принципы, характерные для крупных усадебных ансамблей. Даже в центральной части города здания располагались на обширных озелененных участках. Главный корпус ставился чаще всего со значительным отступом от проезда, на который выходили отдельно стоящие или соединенные с главным корпусом флигеля, образующие парадный двор.

 

*Классицизм- художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

 

 
b_150_100_16777215_0_0_images_ahgig.jpg
 

Голицынская больница, образец русского классицизма, открыта в 1802 г.На протяжении XIX века оставалась одной из лучших больниц не только в России, но и в Европе.

 
 

Развитие клиник при университетах

 

В течение 19 века большинство больниц было передано из церковной в государственную собственность. Постепенно, в течение столетия, сложилось понятия штата больницы с необходимым числом младшего медицинского персонала и профессиональных врачей, оказывающих непосредственную помощь пациентам. Широкое распространение в Европе получает клиническое (то есть, буквально "у постели больного") преподавание, появляются клиники* при крупнейших университетах.

*Клиника - (от греч. klinike - врачевание - kline - постель)-  медицинское учреждение, в котором, кроме стационарного лечения больных, проводятся преподавательская и научно-исследовательская работа.

Большой энциклопедический словарь.

 

Рентген и революционные изменения  в больничной среде

 

В конце 19 века медицинские услуги в Европе и Северной Америке резко изменились. Причинами изменений послужили научные и технологические новшества, начавшиеся с введения Рентгена. Больницы предлагали лечение, недоступное за их стенами. Например, облучение радием от рака была применена еще в 1920-х, однако, пока это были все-таки единичные случаи, так как стоило все это очень дорого. Инвазивные формы хирургии были также  более успешны в стационарной среде. Серьезные изменения происходили и в пространстве больниц и госпиталей. Повсеместно вводилось электричество и электрическое освещение, центральное отопление и вентиляция, применялись методы очистки воздуха и дезодорации.

 

Проект передовой больницы 19 века

 

В 1819 году английский архитектор и изобретатель Уильям Стратт спроектировал и построил больницу Дерби, которая считалась передовым строением европейской архитектуры, и многие архитекторы посещали её, знакомясь с особенностями и новинками. Стратт использовал в проекте множество нововведений, в том числе свои огнеупорные конструкции и инновационную систему отопления, которая позволила пациентом дышать тёплым воздухом, а также некоторые улучшающие условия пребывания функции, такие как самоочищающиеся туалеты с освежителями воздуха. Нововведения, сделанные Страттом, использовались затем в последующих строительных проектах.

Строительная техника в условиях 19 века значительно продвигается вперед, прогрессирует.В композиционном отношении архитектура, наоборот, обращается вспять, к давно отошедшим в область истории стилям. Между технической и художественной сторонами архитектуры возникают «ножницы», которые с течением времени расходятся все больше и больше. Архитекторы создают декоративные формы, основанные исключительно на копировании и смешении мотивов старых, стилей,  имитирующих архитектуру прошлого.

 

gfcmkh .jpg
 

Здания крупнейшей университетской клиники Германии Chariteпостройки конца 19-начала в стиле неоготики.

 

Начало 20 века: павильонная система застройки

 

К началу 20 столетия передовой с точки зрения гигиены и защиты от инфекций считалась павильонная система застройки лечебных учреждений с приспособлениями для естественной и искусственной аэрации. Строились отдельные маленькие корпуса, число которых в больницах достигало многих десятков (Клиника Гамбург-Эппендорф включает свыше 70 зданий, больница им. Вирхова в Берлине-около 40 и т. д.). По этому же принципу строились и наши больницы  (больница  им.  Боткина в  Москве включает свыше 50 зданий, больница им. Мечникова в Петербурге— 45 и т. д.).

Несомненным плюсом такой системы является возможность расширения, перестройки зданий, создания просторной садово-парковой зоны. С другой стороны, образуются многокилометровые линии связи, которые требуют значительного обслуживающего персонала, излишней затраты времени и сил, которая в конечном счете приводит к значительному удорожанию эксплуатации лечебного учреждения.

 

b_500_167_16777215_0_0_images_fdtgj_.jpg
 

Внутренний дворик клиники Рудольфа Вирхова Корпуса больницы им. С. П. Боткина (Москва)

в Берлине, 1906 г. (сегодня – здание Немецкого кардиологического центра).

 

Централизация больниц, первые больницы-небоскребы

 

В США впервые отказались от этого принципа и перешли к строительству централизованных больниц, что привело в конце первой четверти XX столетия к появлению больниц-гигантов (небоскребов), достигающих 27 этажей и включающих в одном здании много сотен коек, а в тесном блоке их до 2—3 тысяч.

Небоскрёб – архитектурный символ XX века. Строительство небоскребов началось в Чикаго и вскоре продолжилось в Нью-Йорке. В 1852 году был изобретен лифт. Сочетание этого изобретения с перенаселенностью крупных американских городов породило современные небоскрёбы.

Господствовавший в тот период архитектурный модернизм* основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 г. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений. Невероятно легкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях.

*Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе). Основные принципы архитектурного модернизма: использование самых современных строительных материалов и конструкций, рациональный подход к решению внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства.

Западная Европа постепенно вступает на путьжелезобетонного многоэтажного строительства. Во Франции после завершения в 1934 году строительства последней павильонной базы в Лионе (1 605 коек павильонных, в свыше чем 45 зданиях) уже решительно переходят к централизованным проектам больниц. Больница Божон в Клиши (1 500 коек) решается единым массивом в 13 этажей, больница имени Фоша достигает 11 этажей, начатая строительством в Лилле больница на 5 000 коек с медицинским факультетом — 12—13 этажей. Та же тенденция определяется и в других странах: в Швеции, Швейцарии и т. д.

 

sajfipojg.jpg

Больница Божон в Клиши, Франция. (1930-35).

Централизованная система имеет ряд неоспоримых преимуществ:

а) сокращаются все виды связи больных и персонала, облегчается доставка всякого рода грузов — пищи, белья, медикаментов и пр.;

б) открывается возможность полноценного использования дорогостоящей аппаратуры (рентген, радий, физиоаппаратура, центральная лаборатория и т. д.);

в) возможность обслуживания и больных и зданий меньшим числом и медицинского и административно-хозяйственного персонала; г) достигается меньшая протяженность фундаментов, крыш, трубопроводов и пр.; д) требуется меньшая площадь участка, и потому открывается техническая возможность строить большие больницы в крупных городах без значительной расчистки участка от старых зданий.

Наряду с этими положительными сторонами централизация имеет и ряд отрицательных. Главным недостатком является необходимость постройки такого здания одновременно, без очередности ввода строительства в эксплуатацию по частям. Законченность такого комплекса при однокорпусном решении к тому же делает невозможным дальнейшее расширение больницы.

Поэтому в середине 20 века большинство больниц перешли на смешанную (блочную систему) застройки, предложенную архитекторами рационалистами.

 
 
 

Образцом для многочисленных больниц второй половины 20 века стал проект туберкулезной больницы, ныне санатория Паймио знаменитого финского архитектора- Алвара Аалто, построенной еще в 1933 г. Аалто утвердил стиль скандинавского функционализма*, который во многом определил облик современных зданий всего мира. Одним из главных принципов его творчества был «гуманичтический дизайн», единство архитектурных форм и окружающего ландшафта. Свои больницы архитектор называл «инструментами для выздоровления».

Функционализм* — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям).Признаки: Использование строгих прямоугольных форм; основной материал — монолитный и сборный железобетон, стекло; плоские крыши, часто расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос, так называемое «ленточное остекление»

Лечебный корпус санатория Паймио максимально открыт воздуху и солнцу. Этажи здания окружены террасами. Строение вытянуто в длину и в высоту. Интерьеры оборудованы таким образом, чтобы обеспечить пациентам максимальный комфорт в течение длительного времени: темные потолки, мягкое, рассеянное освещение.  В двухместной палате у каждого пациента была своя раковина, при конструировании которой Аалто особое внимание уделил пониженному шуму при пользовании водой, чтобы не мешать соседу по палате. В музее Алвара Аалто в Ювяскюла стоит мебель, придуманная им для больницы в Паймио, включая кровать с регулируемым наклоном для насыщения свежим сосновым воздухом в солярии.

 

b_150_100_16777215_0_0_images_lagjoa.jpg

 

Архитектор Аалто был первым, кто применил принципы органической архитектуры и психооэкологии для проектирования больниц, став примером для следующих поколений архитекторов второй половины 20 – начала 21 века.

 

 

 

salrgj .jpg

 

Экспозиция мебели для больницы в Паймио, музей Алвара Аалто.

Санаторий в Паймио, вид с главного входа. Входная зона ресепшн, знаменитая лестница.

 

Конец 20 века: больницы в стиле хай-тек

 

В процессе эволюции больницы превратились в крупные технологические центры лечения и исследований. В конце 70-80-е годы 20 века наступает новый"техницисткий" этап в строительстве клиник, связанный с широким распространением архитектурного стиля хай-тек (англ. hi-tech, от hightechnology — высокие технологии). Его отличительными чертами являются: использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий, прямые линии и формы, широкое применение стекла, пластика, металла, использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции, вынесенных наружу здания, децентрированное освещение, широкое использование серебристо-металлического цвета, частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма. Яркими примерами клиник в стиле хай-тек являются Европейский госпиталь имени Жоржа Помпиду в Париже, построенный в 1977 г. и клиника в городе Аахен, Германия, 1985 г.

 

b_500_164_16777215_0_0_images_stjrstrfgj_.jpg

 

Хай-тек клиника в г. Аахен, Германия.                                                                                                                                 

b_500_163_16777215_0_0_images_ioghi_.jpg
 

Здание госпиталя им. Джорджа Помпиду в Париже: центральный вход и холл                                                                            

 
 
 

Современные тенденции                                                                                                                                                                                                                                                                           

Борьба с «больничными» страхами

 

В соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества появляются новые архитектурные решения, которые применяются сегодня в проектировании передовых медицинских учреждений.Их основополагающими принципами являются:

Обстановка, создающая чувство защищенности

Связь с природой

Естественно освещение

Устранение шума

Создание атмосферы, отвлекающей от тяжелых мыслей

Проявление заботы и уважения

Символы компетентности

Минимизация ощущения толпы

Указатели, помогающие найти дорогу

Размещение родственников

Приветливые сотрудники

Создание условий для командной работы

 

Естественный свет

 

Отличительное  свойство новой больничной архитектуры в том, что она призвана бороться со страхами, которые начинают мучить больного, как только он входит в медицинское учреждение. В сотрудничестве с врачами архитекторы выяснили, что больше всего пациенты боятся длинных коридоров и «мертвенного» искусственного света. Поэтому в новых проектах фасады выполнены из стекла, либо же в интерьере используются системы естественного освещения.

 

b_500_333_16777215_0_0_images_jhbcghj.jpg
 
b_500_333_16777215_0_0_images_gxjxftgj.jpg
 

Стены из известняка, деревянные панели и естественный свет создают природную среду в госпитале Белвью, Небраска, США. Палаты созданы по стандартам номеров Spa-отеля. (Премия за достижения архитектуры в области здравоохранения, 2010г.)

 

Отдельные модули- «Лечебные деревни»

 

Решение проблемы длинных коридоров потребовало от архитекторов большего креатива, ведь основная масса больничных строек, начатых в последние два года, – это расширение уже существующих комплексов. Архитекторы пересмотрели принципы устройства больничных зданий и вместо стандартных отделений предложили «лечебные деревни» – модули, в которых есть всё для лечения той или иной болезни: и диагностические боксы, и лаборатории, и процедурные, и палаты, и даже своя площадь с развлекательными и расслабляющими зонами. При таком устройстве пространства больному не нужно в страхе идти за тридевять земель, в другой конец корпуса, чтобы сделать необходимый анализ или пройти процедуру. Именно так будет устроено новое здание лондонского госпиталя Guy's and St Thomas, которому в прошедшем году исполнилось 290 лет. Как и старый корпус высотой в 34 этажа, новое здание от Ричарда Роджерса, где будут лечить онкозаболевания, тоже планируется высотным, 14-этажным, поэтому архитектор своим главным заданием посчитал привнесение «человеческого измерения» в это крупное строение за счет уютных «деревень», чтобы здание не «давило» на пациентов своими габаритами.

 

kyufhgcykkkkkkkkkkkkkkkk .jpg

Новое здание лондонского госпиталя Guy's and St Thomas                                                                                                                                                          

Двухуровневое фойе здания клиник Мэйо, США: обширное пространство создает впечатление отсутствия толпы.

 

«Небольничный» внешний вид

 

Не только лекарства, но и архитектура лечит – это одно из непреложных правил в разработке зданий современных клиник. Чтобы добиться врачебного эффекта, фасады больниц делают так, чтобы они вообще ничем не напоминали медицинское учреждение: добавляют различные декоративные элементы – например, мозаики из цветного стекла, или наносят разноцветные узоры. Кроме того, архитекторы всё чаще выбирают круглую форму зданий – она психологически комфортна и настраивает на положительный лад, а внутри круга, во внутреннем дворе, обычно располагают сад. Озеленение, как внешнее, так и внутреннее, непременно включают в проекты больниц, ведь растения – еще одно мощное средство расслабить пациента и добиться прогресса в лечении.

 

b_500_158_16777215_0_0_images_trhdfhxht_.jpg

 

Терраса и холл реабилитационного центра Ятсу-Хокен Вест, Токио, Япония

 

«Архитектурное лекарство» - проект Королевской больницы в Испании

 

«Архитектурным лекарством» для пациентов считает испанский архитектор Рафаэль де Ла-Оз Кастанис свой проект – новую больницу Rey Juan Carlos, расположенную в пригороде Мадрида – научном центре Мостолесе. Две овальных башни этого лечебного заведения водружены на третий модуль – прямоугольную коробку.

 

wghlkgyf.jpg
 

Эффективность, свет и тишина

 

При разработке концепции здания Рафаэль де Ла-Оз Кастанис сразу же отказался от блочной системы зданий, которая так нравится архитекторам-рационалистам. «Конструкция из блоков-коробок представляется унылой и депрессивной, что совершенно неприемлемо для современной больницы», – объясняет архитектор. Испанский архитектор постарался создать новый тип лечебного учреждения, который базируется на «трёх китах»: эффективность, свет и тишина. Берётся лучшее из архитектуры больниц и лучшее из жилищного домостроения.

 

tgfhsjsf.jpg
 
 
Из прямоугольного стилобата вырастают две невысоких овальные башни. Внутри башен обширные атриумы с садиками, сверху лишь полуприкрытые от непогоды. К стенам башен изнутри на нескольких этажах «крепятся», соединённые открытыми коридорами, различные кабинеты диагностики, комнаты ожидания и служебные помещения. Этажи соединяются лифтами. Такая структура позволяет обеспечить эту часть больницы достаточным количеством света и быстрым удобным доступом. По сути, это поликлиника. В стилобате больницы расположены лечебные кабинеты и палаты для больных. Это, собственно, больница.
 
 
hjkyguyfd.jpg

Корпуса «одеты» в декоративные и функциональные внешние «футляры», которые составлены из модулей специального стекла Cridecor с мелкими, почти незаметными принтами от компании Cricursa. Каждый из модулей имеет круглую вогнутую часть, которая является своеобразным окном в палате пациента. Снаружи больница обеспечена удобными подъездными дорогами, при сооружении которых использовалась георешетка, и стоянками для автомобилей врачей и посетителей.

 

Атмосфера, отвлекающая от тяжелых мыслей

 

Не ограничиваясь только декоративными элементами в создании оптимистичных больниц, архитекторы планируют здания так, чтобы замаскировать все помещения, относящиеся к интенсивной терапии и оперативному вмешательству. К примеру, операционные всё чаще размещают в подземных этажах, чтобы пациентам ничто не напоминало о самых опасных моментах их пребывания в больнице. Ярким примером этого подхода является Радиологический госпиталь в Осло, здание которого было разработано фирмой Henning Larsen Architects. Четырехэтажное строение имеет полностью стеклянный фасад, отсюда – хорошо освещенное фойе с видом на склоны лесистого холма, в то время как главные помещения больницы, кабины для лучевой терапии, «спрятаны» в глубине здания. Ожидая своей очереди на процедуру, пациенты не рассматривают всё время двери этих страшных «бункеров», а любуются лесом в дизайнерском интерьере. Поэтому благодарные больные, как, например, простой норвежский пенсионер Торнбьорн Хольтан, высказываются примерно в таком духе: «Я чувствую, что мне лучше, просто сидя в этой клинике».

 

jftgjfdxjnf.jpg

Стеклянный фасад радиологического госпиталя в Осло, Норвегия                                                                                              

Яркие детали в интерьере

 

В создании новых лечебных учреждений архитекторы учитывают и то, что их здания должны всячески отвлекать пациентов от грустных дум, настраивать на положительный лад и, в идеале, так захватывать внимание, чтобы у человека не осталось времени думать о своей болезни. В этом архитекторы едины со своими коллегами – дизайнерами, работающими над различными медицинскими устройствами. Поэтому больничная архитектура и интерьеры радуют яркостью и эффектностью деталей, которые так и притягивают взгляд. Это могут быть стены ярких цветов и их сочетаний, мебель необычных форм, огромные люстры (как в спроектированной Норманном Фостером и партнерами клинике CircleBath недалеко от Бристоля); в детских клиниках популярны гигантские игрушки прямо в холле. Привнося эти «зацепки» для глаза в интерьеры больниц, дизайнеры отнюдь не показывают свой характер или капризничают. Как раз наоборот: они выполняют предписания врачей, которые установили, что больной человек воспринимает и чувствует пространство, свет, фактуру материалов и их цвет гораздо сильнее и глубже, чем здоровый, поэтому реакция на интерьер у больных – ярче и острее, и так они отвлекаются от своих проблем. Для большинства пациентов важным фактором является самостоятельная ориентация в медучреждении. Условные ориентиры способствуют  повышению ориентации, благодаря чему становиться возможным самостоятельное передвижение и пациенты перестают испытывать чувство тревоги стресса.

 

Воздействие на все органы чувств

 

В медицинском центре DubaiMall, архитекторы которого удостоились премии в области дизайна медицинских учреждений в 2011 г. создана атмосфера, которая воздействует на пять органов чувств: мягкие цвета интерьера повторяют природные цвета местных пейзажей, легкая музыка по всей зоне ожидания и тонкие ароматы благовоний создают особую ауру.

 

b_500_333_16777215_0_0_images_fxgjgyjfxd.jpg
 
Медицинский центр DubaiMall: воздушные драпировки от пола до потолка создают индивидуальные зоны ожидания, одновременно служат экранами для проекции изображений и гигантскими абажурами, рассеивающими мягкий свет. 
 
 
b_500_193_16777215_0_0_images_tjsrfsdrss_.jpg

Холл Королевской детской больницы в Мельбурне (международная премия дизайна интерьеров, 2012г.)                                               

Дизайнерские люстры в холле клиники CircleBath, Бристоль, Великобритания 

Больницы как центры притяжения

 

Стремясь переключить внимание и развлечь пациентов, архитекторы обогащают и саму инфраструктуру больниц, дополняя их различными развлекательными помещениями. Помимо уже стандартных отелей, кафе и ресторанов, в больницах обустраиваются библиотеки, кинотеатры, спортзалы и спа, которые открыты не только для пациентов, но и для жителей близлежащих кварталов. Так больницы «одним выстрелом» достигают сразу нескольких целей – их пациенты имеют возможность развлекаться в процессе лечения, общаясь с местными жителями, они не чувствуют себя оторванными от мира, а лечебные учреждения зарабатывают на этих непрофильных услугах.

 

jkhdfihs.jpg

В одной из крупнейших университетских клиник Южной Кореи Хеунде Пек последние медицинские технологии  соседствуют с природными SPA.

 

 
b_500_144_16777215_0_0_images_uhsvbh_.jpg

Фитнес-центр и спа в здании Больницы Флориды, Орландо.                                                                                                          

Самые предприимчивые клиники даже сдают в аренду свои помещения, приманивая клиентов на громкие имена авторов архитектуры: так сделали в лас-вегасской Lou Ruvo Center for Brain Health, где лечат расстройства памяти. «У нас празднуют свадьбы, дни рождения и бар-мицвы, проводят бизнес-встречи и лекции по медицине, – рассказывает директор по маркетингу и коммуникациям клиники Николь Вульф. – А средства, полученные от аренды, идут, в частности, на поддержку наших исследований».

 

Источники:

http://aldanov.livejournal.com/288472.html

http://www.arhinovosti.ru

http://www.doctoraibolit.com/ru/interesting-medicine/hospitals/2512-state-medicine.html

http://www.rdh.ru

«Больницы, в которых хорошо»,  Респектабельная газета «Конкурент» № 26, 11 июля 2012 г.

Б. КОРШУНОВ Я. НЕКРАСОВ СОВРЕМЕННОЕ БОЛЬНИЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО «АРХИТЕКТУРА СССР - ЖУРНАЛ-1»

Бергер Е. из сборника "Средневековый город" (М., 2000, Т. 4)

http://ru.wikipedia.org/

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ