Наверх

МИР

Сколько весит кольцо на «Кольце», почему у Кремля круглые башни и чем интересна современная казанская архитектура.

В апреле экскурсией «Русская деревянная. Первая гора сто лет назад» открылся новый сезон проекта «Казань глазами инженера». Помимо экскурсий, в этом году организаторы подготовили тематический лекторий — первое выступление на тему «Как изучать городское пространство: теория и практика» пройдет в «Смене» 21 апреля, а всего в рамках проекта запланировано четыре лекции об особенностях казанской застройки — от Дома Кекина до «Кольца». В преддверии старта сезона «Инде» попросил координатора «Казани глазами инженера» Лилию Калимуллину проанонсировать предстоящие экскурсии семью неочевидными фактами об исторической городской среде.

«Казань глазами инженера» — краеведческо-просветительский проект о том, как устроен город с точки зрения конструкций, технологий и строительных материалов. Четыре года назад выпускник КГАСУ, экскурсовод и автор книги «Что придумал Шухов» Айрат Багаутдинов запустил экскурсии в Москве, потом в Петербурге. В 2017 году проект открылся в Казани двумя тематическими экскурсиями: «Восточная религия и европейское зодчество. Мечети Казани» и «Кремль глазами инженера».

Сколько лет казанскому трамваю?

Первый трамвай на электротяге начал ездить по Казани в 1899 году (для сравнения: первый такой трамвай в Российской империи появился в Киеве в 1892 году). До этого времени по городским железным дорогам ездила конка — вагон, запряженный лошадьми. Конка появилась почти за 30 лет до начала эксплуатации вагонов на электротяге — 1 января 1870 года министерство путей сообщения одобрило проект отставного штабс-капитана Петра Панаева. Работа закипела: в городе расчистили место для будущих путей, закупили рельсы на уральских заводах. Первая линия шла от Проломной (ныне Баумана) до Дальнего устья (пристань на Волге в Адмиралтейской слободе). «Погода благоприятствовала великому событию, — писали казанские газеты. — На протяжении всей Земской дамбы (ныне Кировская), через которую проходил маршрут, были вывешены разноцветные флажки».

Конно-железная дорога существовала 25 лет. Затем вагоны перевели на электрическую тягу. Центральную станцию трамваев построили в 1898 году на Кабане. Первый электрический трамвай пошел по рельсам год спустя, 18 ноября 1899 года. Со временем в Казани запустили 36 трамвайных вагонов. Они были небольшими, двигались медленно. Образец одного из первых трамваев — «Империал» — стоит на выставке трамваев под открытым небом на улице Назарбаева (Эсперанто).

Кто изготовил кованые конструкции в усадьбе Сандецкого и здании Союза писателей РТ?

Главные казанские кузнечные мастера жили в нескольких километрах от города, в селе Чебакса. Там в конце XIX — начале ХХ века располагался кузнечный центр, известный не только в Казанской губернии, но и во всем Поволжье. К ярким особенностям чебаксинской ковки можно отнести объемность, создание ощущения «живого» орнамента, наличие на многих изделиях особого «фирменного знака» чебаксинских кузнецов (своего рода спиралевидная шишечка). Главное отличие от современной художественной ковки — бессварочный способ крепления металлических деталей.

Сейчас творения чебаксинских мастеров практически в полном объеме сохранились в доме Союза писателей РТ (Муштари, 14), здании музыкальной школы (Жуковского, 14) и в усадьбе Сандецкого (К. Маркса, 64), а вот в домах Кекина, Пора и многих других зданиях XIX века по улицам Карла Маркса, Щапова, Горького, Тукая, к сожалению, ковка утрачена или заменена на современные аналоги.

b_500_309_16777215_0_0_images_world_2018_2018-06-04-22.jpg

По поводу чебаксинских мастеров есть легенда: некий кузнец Гребенщиков во время гражданской войны закопал где-то в окрестностях Казани (а может, и в Чебаксе, а может, и в самой Казани — кто знает!) свои штампы, при помощи которых он изготавливал изысканные кованые листья. Видимо, он решил спрятать секрет мастерства в казанской земле, чтобы они не попали в случайные руки или не были уничтожены.

Многие кузнецы не вернулись с гражданской войны, а во время ВОВ в чебаксинских кузницах делали кровати для лазаретов. Поэтому после войны деятельность мастеров постепенно сошла на нет: на базе кузниц открыли обозостроительный завод, в ремесленной школе, где раньше обучали кузнецов, стали готовить трактористов. На данный момент все кузницы разрушены. Сохранилось только полуразрушенное здание ремесленной школы, но оно находится в частной собственности, и неясно, что с ним будет в будущем.

Чем вдохновлялся архитектор здания театра кукол «Экият»?

Театр «Экият», построенный по проекту архитектора Светланы Мамлеевой, — это редкий пример в казанской современной архитектуре, когда автор использует в новом сооружении местные элементы. Здесь каждый мало-мальски знакомый с городской архитектурой человек увидит черты дома Кекина, доходного дома в стиле эклектики, построенного в 1904 году по проекту архитектора Генриха Руша, в частности цитирование фронтона (в троекратном размере!) и готических окон.

Где в Казани искать аутентичный исторический деревянный дом?

Дом-музей Арбузова в Катановском переулке — единственный в Казани деревянный дом конца XIX века, который никогда не перестраивался ни внешне, ни внутренне (сохранилась даже оригинальная отделка). Дом построен в стиле модерн, имя архитектора неизвестно.

b_500_309_16777215_0_0_images_world_2018_2018-06-04-23.jpg

В переулке всего три деревянных дома, все они до революции принадлежали Ольге Ивановне Ижболдиной. Это были доходные дома, они сдавались в аренду горожанам и приезжим. В 1916 году дом сдали внаем будущему академику, химику-органику Александру Ерминингельдовичу Арбузову, который остался жить в нем до 1968 года. Потом было решено отрыть в этом доме музей. Благодаря этому и удалось сохранить дом в первозданном виде.

Чем интересны современные здания Казани?

О внешнем облике современной архитектуры Казани продолжают спорить, но, тем не менее, есть действительно интересные здания. К примеру, общий вес конструкции 22-метрового колечка на фасаде ТЦ «Кольцо» составляет 20 тонн. А ЖК «Кристалл» — единственное в России здание такого размера, построенное на мягких грунтах (частично даже насыпных) и на рельефе с перепадом в 30 метров. Его строили с привлечением консультантов из Германии.

Проект ЖК «Барселона» испанского архитектора Хосе Асебильо при реализации пришлось переделывать, воюя за каждое изменение. Дело в том, что стандарты и нормативы на родине архитектора отличаются от наших: в Испании нет такой зимы, как в России, и совсем другие параметры инсоляции. В готовом здании восьмиметровые пролеты казанцы сократили до шестиметровых, уменьшили слишком большие несущие колонны и толстые перекрытия. В итоге дом претерпел значительные внешние изменения — говорят, архитектор остался ими недоволен.

Почему в Кремле есть и круглые, и квадратные башни?

Казанский Кремль — типичный памятник русской фортификации середины XVI века. Большинство башен Кремля круглой формы, потому что так было удобно при обороне. Попасть в круглую башню под углом в 90 градусов невозможно по законам физики, поэтому строению наносился минимальный урон. Также, при равной площади с квадратной, у круглой башни меньший периметр, а значит, требуется меньше строительного материала. В нижнем ярусе в пичурах (отверстия в крепостных стенах. — Прим. «Инде») лежали тюфяки. Так называли пушки для ближнего боя, которые стреляли картечью и наносили серьезный урон живой силе. Круглые башни всегда находятся на углах крепости — так обеспечивался максимально широкий угол обзора. Квадратная башня не служила целям обороны, ее использовали для проезда.

b_500_309_16777215_0_0_images_world_2018_2018-06-04-24.jpg

Чем отличаются казанские мечети от ближневосточных?

Дореволюционные мечети возводили архитекторы немусульманского происхождения. Так, минарет Бурнаевской мечети вовсе возводили светский архитектор Лев Хрощоновский и епархиальный архитектор Федор Николаевич Малиновский (он же автор проекта церкви Великомученицы Варвары на улице Карла Маркса). По этим же причинам исследователи видят взаимопроникновение русских и татарских мотивов в архитектуре. К примеру, все знают, что Петропавловский собор украшен орнаментом в виде виноградной грозди. Этот же мотив мы встречаем в основании капителей на фасаде Азимовской мечети и в интерьере мечети Марджани. При этом виноградная лоза — очень нетипичный элемент для исламской культовой архитектуры.

Русские архитекторы тонко чувствовали и общие архитектурные элементы мусульманской культовой архитектуры, и местную специфику. Например, столбы забора у мечетей Марджани и Апанаевской сделаны по образцу минаретов в Булгаре. Этот же образ использован в облике минаретов Сенной и Султановской мечетей. Но главное — все казанские исторические мечети повторяют структуру уникальных деревянных мечетей Приуралья и Поволжья: большинство из них — это здания с минаретом на крыше (таких нет ни в Турции, ни в Египте).

Мечетям в советское время повезло немного больше, чем церквям. Из каменных мечетей в Казани снесли только Казаковскую на улице Татарстан (в 1975 году), и не в рамках кампании по борьбе с религией, а из-за «производственной необходимости». Здания мечетей без минарета больше походили на светскую архитектуру, поэтому их лучше приспосабливали под нужды народного хозяйства.

Источник: Инде

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ