МИР

 

Морфологический взгляд архитекторов на развитие исторического центра столицы Татарстана

Представляем архитекторов

Авторы статьи – профессиональные архитекторы. Анна Новикова изучала неоурбанизм в США (Университет Хартфорд), Ольга Новикова – городскую морфологию в Великобритании (Университет Оксфорд Брукс), Николай Новиков – регенерацию исторических городов в Германии (Технический Университет Мюнхен).

В Казани за последние 10 лет ими реализованы 2 крупных градостроительных проекта: реабилитация прибрежных территорий озера Средний Кабан и реализация первой очереди строительства парка на озере Нижний Кабан в 2016–2019 годах.

В апреле 2018 года архитекторы Новиковы вошли в состав участников Рабочей группы по разработке Концепции устойчивого развития исторического поселения Казани. В этой статье Новиковы делятся открытиями двухлетней работы.

2 способа увидеть Казань

Горожанин привыкает видеть Казань и помнить ее так, как воспринимает ее во время пеших прогулок. Именно так наиболее просто и естественно осваивается и понимается город. Так у нас формируются отдельные образы города, привязанные к нашим пешим маршрутам.

Но есть еще один способ постижения и понимания красоты своего города – это взгляд на него с возвышенности или высокого здания, например, колокольни. При взгляде на город сверху, особенно с высоты башни, мы не сразу узнаём привычный город. Иногда даже требуются определённые усилия, чтобы мысленно совместить уже знакомые картины с видом, который для нас открывается с высоты. Это происходит потому, что мы видим не фрагмент улицы в фас – фасады домов, а видим ландшафт крыш одного или даже нескольких кварталов, вид, который обычно с уровня земли недоступен глазу пешехода. Сверху расстояния как бы сжимаются, город становится маленьким, его можно ухватить одним взглядом. Совмещение обзорных видов сверху и картин с уровня человека позволяет соединить в памяти отдельные обрывочные образы в целостный сценарий.

 

5 слоев города

Суть морфологического подхода, которого придерживаются архитекторы, заключается в том, что форма исторического города рассматривается как последовательное наложение или напластование пяти морфологических слоёв: ландшафта, рисунка уличной сети, рисунка кварталов и домовладений, рисунка застройки и городского убранства.

b_500_0_16777215_00_images_world_2020_2020-11-09-3.jpg

Морфологические слои исторического города Казани

Одним из недостатков современного устоявшегося восприятия ценности исторического наследия является то, что оно основывается на архитектуре зданий, даже при рассмотрении исторических поселений. Морфологический подход позволяет расширить фокус внимания, охватить исторически сложившуюся форму города в целом, где застройка занимает один из пяти слоёв.


Анализ исторического поселения Казани, процесс трансформации формы города архитекторы выводили из сравнения исторических карт разного времени, начиная с XVIII века до наших дней. Особое внимание уделялось тому, как форма города менялась с течением времени и в чём своеобразие исторического поселения Казани по сравнению с другими городами. Реконструкцию исторической трансформации формы города проводили в трёхмерной компьютерной модели центральной части Казани, скрывая или открывая поочерёдно его морфологические слои.

Верхний и Нижний города

При построении рисунка, или, как говорят географы, гипсометрии рельефа, зрительно скрываем с поверхности земли построенные человеком здания и проложенные им улицы, обнажая и открывая взгляду наблюдателя рисунок горизонталей и форму рельефа местности.

b_500_415_16777215_00_images_world_2020_2020-11-09-4.jpg

Гипсометрия рельефа Казани. 3D-моделирование Александры Карягиной

Физико-географическая карта исторического центра Казани показывает: внутри топографически присутствуют два города – Верхний, расположенный на третьей надпойменной террасе, и Нижний, располагающийся в низине поймы озёр Кабан и реки Волга. Глядя на выразительный рисунок изрезанного оврагами высокого левого берега Казанки, мы понимаем, почему исторически это место называется Русская и Немецкая Швейцарии. В ходе исследования были описаны и зарисованы 20 холмов и 18 оврагов, 3 террасы.

Сады Казани

Если в трехмерной модели скрыть с поверхности земли здания и улицы, но оставить деревья и зеленые территории, то получим карту размещения исторических городских садов Казани. Сравнивая существующее расположение зелёных территорий с эволюцией развития Казани по историческим картам, открываем для себя некоторые важные закономерности. Например, выясняем, что Казань развивалась не плавно, растекаясь, подобно масляному пятну, а скачками, импульсами, прерывно. Именно на этих пограничных рубежах роста города, которые, как правило, совпадали с естественными преградами – глубокими оврагами или руслами и поймами протоков и озёр, и устраивались городские сады.

b_500_545_16777215_00_images_world_2020_2020-11-09-5.jpg

Садовые кольца Казани

 

В историческом центре Казани ясно различимы два таких пояса исторических садов. Первый начинается от Тизицкого рва под Кремлём, тянется вдоль Чёрноозёрской впадины, затем поворачивает вдоль оврага современной улицы Пушкина и выходит к устью протоки Булак и озеру Нижний Кабан. Второй пояс садов совпадает с долиной самого протяжённого оврага, который начинается от улицы Подлужной, тянется вдоль сада Родионовского института и Госпитального сада, спускается по оврагам Второй горы к Суконной слободе.

Город трех акваторий


Это одна из метафор к пониманию исторического городского ландшафта Казани. Три водных, или «голубых», продольных рубежа – это береговые линии и поймы рек Волги и Казанки, а также внутренняя цепь водоёмов протоки Булак, озера Нижний Кабан, Ботанической протоки и озера Средний кабан. Параллельно трём голубым рубежам протянулись две гряды холмов третьей надпойменной террасы. Одна очерчивает высокий левый берег Казанки, другая – южный склон Воскресенского увала, продолжающийся цепью холмов, рассечённых оврагами – Первая, Вторая и Третья гора. По верхнему плато и вдоль его подножия протянулись три луча, три оси – три главные дороги. Три акватории + три луча-оси = ещё одна «формула» или метафора, объясняющая своеобразие Казани.

b_500_487_16777215_00_images_world_2020_2020-11-09-6.jpg

Три акватории и три оси

 

Три кита Казани


Таким образом, идентичность Казани базируется на «трёх китах». Это: 3 террасы, 3 акватории, 3 садовых кольца. Террасы – это ступенчатая форма рельефа. Первая пойменная, или луговая терраса, ближняя к акваториям Волги и Казанки, вторая надпойменная нижняя, где лежат кварталы Забулачья, Старо-Татарской слободы, Подлужной слободы, и третья, или верхняя терраса, от Кремля до урочища Казанской Швейцарии. Три террасы, три ступени, которыми город спускается к набережным Волги и Казанки, к своей воде. Концепцией предлагается поддержать эту характерную черту исторической части Казани, проложив поперечные улицы от набережной Казанки до набережной Волги.


Две внутренние акватории: река Казанка и цепь озёр Кабан с протоками Булак и Ботаническая, и внешняя - река Волга. Внутренние акватории уже сегодня стали живыми общественными пространствами, полюбившимися горожанами. Концепцией предлагается сделать доступной и набережную Волги. Выход к Волге — стратегическое направление развития исторического поселения города Казани.


Три садовых кольца объединяют исторические ландшафты, крепостные валы, сады и рощи, которые сформировались на рубежах роста города. Первое кольцо из зелёных склонов кремлёвского холма окружает ядро исторического центра — Казанский Кремль, второе садовое кольцо сформировалось вдоль острога — крепостного укрепления по современной улице Пушкина, и третье садовое кольцо лежит на последнем историческом рубеже за Арским полем и объединяет рощи Казанской Швейцарии с госпитальным садом и рощей Осокиных. Концепцией предлагается вдоль зелёных садовых колец проложить удобные связи-бульвары, объединяющие все три акватории: реку Казанку, озёра Кабан и Волгу.


Мы попытались рассказать о том, как архитектор‑исследователь, подобно перелистыванию страниц книги истории города, открывает его ландшафт, уличную сеть, кварталы и домовладения, застройку и городское убранство. За эти два года внимательного изучения исторического городского ландшафта Казани изменились и мы сами, изменились наши ценностные представления о его особом уникальном характере. Каждый раз, проводя новую линию на карте города, отрисовывая складку рельефа, береговую линию акватории, узор исторического сада, архитектор-исследователь меняет контуры города на листе, а вместе с ними и образ, который он держит в голове. Более того, нарисованная линия меняет и саму модель – город, поскольку мы начинаем воспринимать его уже сквозь призму изображения на карте. Так, устоявшееся представление о городе как собрании зданий – уникальных памятников архитектуры и ценной исторической рядовой застройки расширилось до исторического городского ландшафта. Тем самым, добавляется более широкое и глубокое «территориальное» видение городского наследия. Важно, чтобы все последующие шаги по реализации Концепции сверялись на то, как они проявляют и развивают образ Казани.

 

Архитекторы Новиковы, источник – журнал «Казань», № 9, 2020 г.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены



Получите вдвое больше полезной и интересной информации на Ваших социальных страничках


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ