Наверх

МИР

28 мая – День памяти австрийского психолога и мыслителя, создателя системы индивидуальной психологии Альфреда Адлера. В 1907 году в свет вышла его работа «О неполноценности органов», где Адлер сформулировал концепцию болезни как нарушения гармонии органа с его средой, которую организм стремится компенсировать. Иначе говоря, Адлер заговорил о научности взаимосвязи состояния тела и психики, сделав упор на принцип компенсации: наши внутренние органы, подобно нашей личности, стремятся к полноценности и балансу – это и есть универсальный механизм жизнедеятельности всего организма.

 

b_333_469_16777215_00_images_world_2021_2021-06-02-1.jpg

 

 

Зарождение мысли

Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 года в Вене. Несколько раз будущий психолог был близок к смерти: дважды едва не был убит в уличных драках, а ранее, когда он заболел тяжёлой пневмонией в пятилетнем возрасте, семейный врач посчитал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. Эта история повлияла на решение Адлера в будущем стать врачом.

Но больше всего его тяготило постоянное соперничество со старшим братом. Дома он не чувствовал равенства и не мог насладиться самоуважением. Полученный опыт борьбы он отразит позже в своих трудах, в которых подчеркнет важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. Начав практику сначала как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления, Адлер вскоре, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, свои профессиональные устремления переместил в сторону неврологии и психиатрии.

 

Фрейд и Адлер: различия

Поначалу Адлер примыкал к сторонникам австрийского психолога, известнейшего основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Но затем основал собственную школу, обособив свои идеи от идей Фрейда принципиальными различиями.

Мнение обоих психологов объединяет тезис об определяющей роли влечений и бессознательного в психике. Но если Фрейд находил обоснование своей теории физиологическое, утверждая, что лишь сексуальное влечение является первичным, базовым уровнем мотивации человека, то Адлер обосновывал свои идеи социумом, считая, что подлинной движущей силой личности является обобщённое чувство неполноценности. Он концентрировал своё внимание на отношении личности и окружающего мира. Главный биологический факт для Адлера – это не инстинктивное сексуальное поведение ребенка (согласно Фрейду), а то, что ребёнок чувствует себя маленьким и беспомощным в мире взрослых. Согласно Адлеру, ранние попытки детей адаптироваться к окружающей среде приводят к тому, что они вырабатывают превосходство над другими в качестве способа обрести самоутверждение и достигнуть успеха.

 

b_500_359_16777215_00_images_world_2021_2021-06-02-2.png

 

Таким образом, Адлер, в отличие от Фрейда, утверждал, что люди могут быть поняты исключительно только как социальные существа, живущие в окружающей среде и взаимодействующие с ней. Все действия человека происходят в социальном контексте, нельзя изучать людей изолировано – и в этом смысле внутриличностное становится лишь следствием, но не первоисточником.

 

Неполноценность – двигатель прогресса

Человек, в отличие от животных, рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то есть с момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченность возможностей. Тяготясь этим, он делает все, чтобы стать более совершенным. В такой ситуации чувство неполноценности – не тормоз, а стимул.

Согласно Адлеру, на детей глубоко воздействует осознание ими собственной неполноценности, которое является неизбежным следствием размеров ребёнка и отсутствия у него власти. Дети относительно малы и беспомощны во взрослом мире. Для ребёнка контролировать собственное поведение и вырваться на свободу из-под власти взрослых – наиважнейшая задача. Борьба за достижение власти – это ранняя детская компенсация чувства неполноценности. «Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно – причина всех улучшений в положении человечества». Умеренное чувство неполноценности может подтолкнуть личность к конструктивным достижениям.

Для Адлера практически весь прогресс есть результат наших стараний компенсировать чувство неполноценности. Осознание своей слабости, несостоятельность и фрустрация в совокупности и формируют у нас комплекс неполноценности. И именно это чувство подталкивает нас к более значительным достижениям.

 

b_500_333_16777215_00_images_world_2021_2021-06-02-3.jpg

 

Интересны мысли Адлера и об агрессии, неразрывно связанной, по его мнению, с борьбой за превосходство. Понятие агрессии психолог отождествлял с инициативностью и способностью преодолевать препятствия. Также агрессия может проявляться как воля к власти. В дальнейшем он рассматривал агрессию и волю к власти как обобщенный мотив «стремление к превосходству». Этот мотив может принимать как позитивное, так и негативное направление. Так, если стремление связано с социальным интересом и заботой о благополучии окружающих, то развитие будет благоприятным здоровым, конструктивным, и наоборот, если стремление направленно на личное превосходство, на желание подчинить себе других, вместо того, чтобы становиться более полезным для окружающих, оно может привести к невротическому синдрому. Личное превосходство обычно не приносит признания и личного удовлетворения, которое ищет человек.

 

Психосоматика: самоустранение неполноценности в организме

Издавна людям было известно, что состояние психики влияет на физическое здоровье. Примеры такого влияния приводились еще Гиппократом. Тем не менее, в XIX веке, когда зарождалась современная научная медицина, представление о важности этой связи было утрачено. Лишь в XX  веке пришло понимание, что болезни, прежде всего, связаны с функциональными нарушениями. Одной из основ психосоматической медицины стала научная психология, также появившаяся лишь в XX столетии. Так, в 1907 году Адлер в своих работах пытался объяснить, почему болезни по-разному воздействуют на разных людей. Как врач, он писал преимущественно с физиологической точки зрения, а также обращал внимание, что у каждого индивидуума существуют определённые слабые места, особенно подверженные болезням.

 

b_333_421_16777215_00_images_world_2021_2021-06-02-4.jpg

 

В дальнейшем развитии психосоматической медицины были сделаны выводы о том, что нет ни одной болезни, в развитие которой так или иначе не вовлекались бы наряду с физическими и психологические факторы. Такие факторы, как плохое питание, алкоголь, курение, злоупотребление лекарствами, кажутся биологическими, но в их основе лежит психологически мотивированное поведение. Аналогичным образом жизненные «стрессы», как известно, связаны со множеством различных болезней. Учитывая основные понятия, связанные с комплексом неполноценности и способом избавления человека от чувства неполноценности, дискомфорта, слабости и беспомощности, Адлер предположил появление множества симптомов, связанных с психологическим состоянием человека, и способов комплексного лечения с помощью психотерапии.

Адлер проводит параллель между устройством психики и внутренних органов человека: ведь ни у одного организма все органы не бывают хорошо сформированы и развиты. У одного человека – выносливое сердце, но больной желудок, у другого – хорошее зрение, но неважный слух, у третьего – сильный интеллект, но вялые чувства и т.д. Органы и их функции способны в какой-то мере заменять, компенсировать друг друга. Сердце с больным клапаном работает так, что развивает сильную сердечную мышцу, а слабовидящий человек склонен чаще прислушиваться.

Комплекс неполноценности личности, по мнению Адлера, это то же самое, что и органическая слабость. Подобно человеческому организму, у каждого индивидуума существуют определенные слабые места – органы, особенно подверженные болезням. Но эта органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека. «Важно не то, с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается».

Психологи называют комплексом совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение. Закомплексованность может выражаться в преувеличении, акцентировании своей немощи, вплоть до «бегства в болезнь». Отчаявшись добиться признания со стороны окружающих, не имея возможности подкрепить собственную самооценку реальными успехами и достижениями, человек порой начинает, сколь это ни парадоксально, упиваться неудачами, поражениями и даже болезнями. Более того, он может безотчетно провоцировать возникновение разных болезненных симптомов, чтобы хоть так привлечь к себе внимание и вызвать сострадание близких. Здесь и вступает в силу тот принцип взаимозамещения, который действует внутри нашего организма: одно компенсирует другое.

 

Что ещё важного сказал Адлер?

Альфред Адлер чётко определил понятия, вытекающие из чувства неполноценности и определяющие фактически всю нашу жизнь. Ниже краткая информация о них.

Жизненный стиль и жизненные цели. Жизненные цели – ориентир, который вырабатывается человеком. На жизненную цель человека влияют его жизненный опыт, его ценности, склонности и личные свойства. Жизненная цель не есть ясная и осознанная. Формирование жизненной цели начинается в детстве, как компенсация чувства неполноценности. Жизненные цели обычно служат защитой от чувства бессилия, мостом в будущую жизнь.

Жизненные цели – всегда нечто нереалистичное, часто могут быть невротически преувеличены. Для невротика обычно существует огромная пропасть между сознательно поставленными реальными целями и саморазрушительными жизненными целями, поставленными бессознательно. Фантазиям о личном превосходстве и самоуважении уделяется больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям.

Жизненный стиль – это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности. Составляющие жизненного стиля:

  • Я-концепция;
  • Идеал себя – мнение о том, каким он должен быть;
  • Образ мира – представление о мире, людях, а также о том, что требует мир от человека.
  • Этические убеждения – личный этический кодекс.

Сотрудничество. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность. «Если человек взаимодействует с другими, – писал Адлер, – он никогда не станет невротиком».

 

b_500_281_16777215_00_images_world_2021_2021-06-02-5.png

 

Многие из новаторских идей Адлера сейчас применяются столь широко, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Его работа над взаимодействием психологических и физических элементов   в случаях органической неполноценности стала инструментом для создания психосоматической медицины. Почти в каждой психологической работе о воспитании используются положения из теории Адлера, касающиеся детского поведения, хотя и без ссылок на него. Адлеровская психология оказала влияние на ведущих психологов, таких как Маслоу и Роджерс. Как неоднократно было доказано, теория Адлера стала предпосылкой образования когнитивной психологии. Значительным вкладом Адлера в развитие современной психологии является исследование комплекса неполноценности, роли власти и агрессии в поведении человека, концепция единства личности и утверждение важности несексуальных факторов в развитии.

 

Маргарита Салимгареева,

по материалам открытых источников

 

Литература:

  1. Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2003. – 489с.
  2. Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  3. Васильев В. Стресс и здоровье. - М., 1991.-369с.
  4. Грановская Р. Элементы практической психологии. Л. 1988.-215с.
  5. Запашный А.М. Комплексы в подростковом возрасте. Монография. Новосибирск, 1985.- 446с.
  6. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 612с.
  7. Попова Ю. Вклад Альфреда Адлера. Комплекс неполноценности и его взаимосвязь с психосоматической медициной.
  8. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены