Наверх

МИР

Сады и парки можно и нужно читать. Этот особый мир сродни мифу, легенде, сказке, ее можно проживать. Главным героем здесь является дерево. У каждого народа – свое «мировое дерево».

 

Дерево для человека античной культуры стало основой классической архитектурной формы. Сегодня оно – всем понятный символ и основание урбоэкологии. В профессиональной архитектурно-градостроительной среде отмечается, что продолжает свое развитие глобальный экологический кризис. Его обсуждали в рамках конференции ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро, на которой были приняты 27 принципов развития современного общества. Первый принцип обозначил проблему устойчивого развития, определил «право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой», отметил, что «основная причина противоречия между человеком и окружающей природной средой заключается в установившихся моральных нормах общества <…> антропоцентрическом мышлении населения, антагонистическом отношении к природной среде». Особое внимание следует обратить на зеленое общественное пространство городов.

 

b_150_100_16777215_0_0_images_world_2024_2025-05-06-03.jpg

 

Сады и парки всегда были насыщены архитектурными образами и культурными символами. Статья посвящена исследованию истоков возникновения и метаморфоз в символике и образах садов и парков разных народов и культур – от Дальнего Востока через Россию до Западной Европы, от древности до современности. Исследуется динамика архитектурного пространства садов и парков, которое в рамках современной техногенной цивилизации рассматривается не только как зеленые картины, но и как общественное пространство городов, предназначенное для рекреации, отдыха и развлечений.

Постановка проблемы – экология и эстетика

 

В зеленое пространство сада человек погружается всем своим существом. Он переживает этот мир в движении. Целью создания садов с древних времен было не только выращивание плодов, приносимых к столу. В японских садах можно смотреть, как растут камни. В саду человек хотел получать удовольствие от созерцания красоты природы, гармонии вселенной. Такая цель превращает сады и парки в живые картины. Рассматривать их нужно в движении. Возможность статичного режима не исключается, такой подход предполагал организацию павильонов или беседок с точкой обзора, которая находится внутри. Однако динамика «живых картин» предопределяется и катанием на лодке по водной поверхности прудов, и прогулкой пешком вокруг водоема, вдоль береговой линии, двигаясь извилистым путем. Тогда яркие картины сменяют одна другую по ходу движения.

 

В мире есть множество садов и парков, среди них – жемчужины искусства организации ландшафта. Зеленое пространство для современного человека по-прежнему способно дарить красоту. Сады и парки будем рассматривать как публичные пространства, доступные большинству населения.

 

b_150_100_16777215_0_0_images_world_2024_2025-05-06-04.jpg

 

Рассмотрим традиции и новации в создании живых картин. Или их цель «выращивание сада для созерцания» постепенно утрачивается и остается лишь тень сада, в прямом и переносном смысле, которая используется для повышения комфортных условий окружающей среды, то есть спасает от жары, укрывает от дождя и ветра, предоставляет укромный уголок без притязаний на его художественные качества.

 

Попытка повернуть современного человека лицом к природе – не только экологическая задача, которая остро стоит в настоящее время как в мире, так и в России, где на решение проблем экологии направлены проекты федерального уровня, например – «Формирование комфортной городской среды». Архитекторы и градостроители, анализируя качество современного города, пытаются «разобраться с тем, насколько правильно выстроены современные приоритеты развития общества? Является ли современный человек “царем природы”? Есть ли у него право на преобразование природного окружения?», признавая, что «невозможно управлять развитием урбанизированных территорий без способности воздействовать на поведение проживающего на ней населения».

Перестраивать мышление людей не является профессиональной задачей архитекторов и градостроителей, как принято считать. Однако архитекторы занимаются организацией пространства, которое влияет на формирование пространственного видения современного горожанина. Много усилий прилагается и в системе образования, чтоб воспитать бережное отношение к природе у детей и подростков. Не стоит забывать, что самым эффективным методом служит притягательная сила любови, восхищения и поклонения – красоте, гармонии, природе. Живые картины садов и парков быстрее приведут к пониманию хрупкости красоты мира. Рассмотрим, как может быть решена задача «сады надо уметь читать». Обратимся к архитектурным образам и культурным символам древних садов и парков, а также их современным решениям. Рассмотрим большей частью те, которые нам удалось посетить и составить собственное видение художественного динамичного образа каждой из зеленых «живых картин».

Японский сад

 

Сложная система японского садового искусства имеет своим началом первые храмовые сады буддийских монахов. Принципы организации японского сада были разработаны в VIII-XVIII веках, его истоки надо искать в Китае, а развитие – в периодах правления сменяющих друг друга императоров, сопутствующих переносах столицы – из Нары в Киото, затем в Токио.

 

Первые сады служили местами для проведения праздников, концертов или игр под открытым небом. В садах высаживали множество цветущих деревьев – вишню и сливу, азалию, вьющиеся растения, например – глицинию.

 

Главным принципом построения пространственной композиции сада в Японии является тайна. Прочесть японский сад можно только через символы, метафоры, которыми он богато усеян. Это особая символика. Ее исток – традиции и философия, сам дух Японии. Художественная задача, которую выполняет садовник, сложна, так как он должен сохранить девственность природы – с одной стороны, а с другой – обозначить рукотворность красоты, созданной в воображении человека.

 

Каждый элемент сада несет свой смысл, работает как особый символ. Рассматриваются живые и неживые элементы. При этом неживые материалы природы, например – камень или песок, могут изображать живые сущности. Живыми элементами любого сада являются растения – деревья, кустарник, цветы.

 

b_150_100_16777215_0_0_images_world_2024_2025-05-06-05.png

Японский сад: а) Сад камней, храм Рёандзи. Киото; б) Сад мхов, храм Сайкодзи. Киото.

 

 

Среди деревьев в качестве священного дерева была выбрана японцами сакура, которая нам известна как вишня. Символична сосна – в японском саду это образ мужества и отваги. Символом женственности является плакучая ива. Мудрость символизирует клен, он же – олицетворение вечности. Из вьющихся растений можно назвать плющ, который служит символом дружбы. Своя символика и у мхов, они обозначают защиту, надежность. Однако наиболее нагружены символами цветы. При выращивании цветов учитывают их форму, размеры и цвет. Цвет – это главная особенность. Например, лилии могут иметь разные цветовые оттенки.

 

Обратимся к неживым элементам природы, включенным в японский сад. Всем известен японский сад камней. Еще в древности японцы огораживали камнями особое место, которое становилось, по их поверью – надежным, как обиталище богов. Отдельно стоящий большой камень может служить символом горы. Из маленьких камешков набирают дорожки и полянки, которые становятся символами текущей воды. Чтобы обозначить свободный, открытый путь, организуется мощение из плоских камней. Цвет, фактура камня также имеют большое значение: стихия воздушная или водная обозначается камнями серого и голубого цвета, стихия земли – черным цветом или коричневыми оттенками, флора обозначена камнями с зеленым и желтым оттенком. «Фауна» также может присутствовать в виде камней особой формы. Белый гравий может обозначать море, к которому на островной Японии – особое отношение, образ волны создают с помощью граблей, причесывая ими песок или гравий.

Из камней в японском саду строят башню – это символ храма. Башня располагается среди деревьев или озера. В первом случает она – символ таинственности храма, во втором – символ покоя как жилище богов. Если несколько башен включены в композицию сада, то в каждой живет свой природный дух – воздуха и воды, земли и огня. При этом символом тепла и света служат каменные фонари. Они также рассматриваются как метафора озарения, инсайта.

 

 

b_150_100_16777215_0_0_images_world_2024_2025-05-06-06.png

Японский сад: в) Сад Кэнроку. Исикава; г) Золотая пагода Кинкакудзи в саду. Киото

 

 

Символика японского сада читается в каждом компоненте живой природы. Сосна – символ сильного характера, мужества и отваги, умения преодолевать трудности, препятствия. Плакучая ива придает композиции теплоту, умиротворение. Она – символ женственности, смирения, чистоты и даже стыдливости. Клен является символом величия и вечности, жизненной мудрости и учености, а также тактичности. Он особенно почитается в Японии.

 

Особая символика у цветов. В пруду можно высадить белые лилии как символ душевной чистоты и невинности, бескорыстной любви. Такие лилии, растущие вокруг башни, символизируют самое чистое и священное место в саду. Желтые и оранжевые лилии означают, что владелец сада веселый и жизнерадостный человек. Изысканность цветов камелии читается как символ грусти, печали и даже смерти. С другой стороны – он символизирует достоинство и душевную чистоту. Это как бы напоминание о тех, кого уже нет с нами. Рододендрон (азалия) – символ благополучия семьи, любви и дружбы, верности и привязанности. Этот цветок действует успокаивающе. Его пышные соцветия, расположенные близко к стеблю, создают образ единства и нерушимости в семейных отношениях. Пышный георгин – это символ величия и благородства. Цветы жасмина и его аромат создают атмосферу уюта, теплоты и защищенности. Нарцисс в символике Японии означает самовлюбленность и сомнение. Роза – благородный цветок, символ большой любви, темно-красная роза олицетворяет страстную любовь, а белая – чистую и платоническую, первую.

 

Часто в японском саду высаживают фруктовые деревья, их цветение имеет особый смысл. Например, цвет сакуры – символ всего лучшего в человеке. Цветы всех фруктовых деревьев обозначают радость и красоту. Нагружены символикой также мхи. Тропинка или лужайка, поросшая мхом – это символ надежности и защиты. Если же в композицию добавлены сухие листья, это означает печаль или грусть, размышление.

 

Итальянский сад

 

Многие знаменитые сады и парки Западной Европы были созданы по образцу итальянского сада. Одним из первых примеров можно привести сады Боболи. На склоне холма, некогда принадлежавшего Боболи, во Флоренции были разбиты чудесные сады дворца Питти – бессмертный памятник семейства Медичи. Эта модель итальянского сада создана в середине XVI века (после 1549 г.) ландшафтным архитектором Никколо Триболо, который выполнил планировку основных парковых аллей, а также разработал проект зеленого амфитеатра в сад).

 

b_150_100_16777215_0_0_images_world_2024_2025-05-06-07.jpg

 

«Ах, эти райские кущи садов Боболи. Искрящееся солнце, стройные кипарисы и благородные лавры, величественные платаны, раскидистые кроны сосен, лиственницы и кедры, пирамидальные тополя и вечнозелёный мирт, увитые плющом древние стены, тенистые гроты, террасы со ступенями и балюстрадами, почерневшие от времени античные статуи, скульптура эпохи маньеризма и ренессанса». Лефевр Анри так характеризовал сад Боболи во Флоренции – он «представляет лучший образец того истинного сочетания вкуса и фантазии, которое вполне удовлетворяет требованиям глаза и рассудка».

 

Гора и вода всегда рассматривались как два основных символа, пространственных архетипа, характеризующих сакральное место.

 

В садах Боболи, расположенных на холмистом берегу реки Арно, разбиты несколько фонтанов. Фонтан «Океан» расположен на берегу нижнего бассейна. Это работа Джамболоньи, которая велась с 1567 года по заказу Козимо I Медичи. Нептун как символ владыки океана изображен в окружении трех речных богов, представляющих три великих реки: Нил, Ганг и Евфрат. Они символически льют свои воды в большую чашу океана.

 

b_150_100_16777215_0_0_images_world_2024_2025-05-06-08.png

Сады Боболи. Флоренция, Италия: а) аллея платанов в саду; б) план сада Боболи. XVII век;

 

 

Монументальная статуя была создана в 1571 году. Символы водной стихии стали архитектурной доминантой уютного уголка сада, где можно долго сидеть и наблюдать за ныряющими утками или гигантскими рыбами в глубине бассейна. Через водную гладь перекинуты два мостка с кованными воротами, мостки симметрично расположены по отношению к фонтану и ведут к статуе Нептуна. Островок, на котором установлен фонтан, и подходы к нему украшены вазонами из керамики, в которых высажены цитрусовые растения. Вокруг зеркала воды расположено еще несколько небольших фонтанов, украшенных фигурами гарпий и тритонов.

 

На холме в садах Боболи разбит амфитеатр, обращенный к фасаду дворца Питти. Этот холм – как символ горы. С горой связан другой символ, он – в образе бога Вулкана. Скульптура Вулкана установлена около полукольца платанов, перед зеленой изгородью со скульптурными бюстами. От Вулкана вверх, на холм уводит аллея кипарисов. Беломраморные статуи расположены среди высоких стройных кипарисов и густых кустов лавра и мирта. Кипарисы появились в саду Боболи в XVII веке. Дорожку покрыли гравием, а до того там была темная, поросшая мхом дорога, через каждый ярд пересеченная полосой из серого камня.

Мхом сегодня поросли и многие скульптуры, некогда блиставшие белизной мраморных тел. У подножия холма расположились две группы скульптур, представляющие популярные в XVIII веке игры. Например, показана игра, в которой два игрока с завязанными глазами, держась одной рукой за камень, пытаются прогнать противника, ударив его длинной тряпкой с узлами.

Нижний склон холма, обращенный к зданию палаццо, занимает амфитеатр. Его проект выполнен ландшафтным архитектором Никколо Триболо, который ушел из жизни в 1550 году, не успев воплотить в жизнь свои идеи. Работы были выполнены Бартоломео Амманнати и Бернардо Буонталенти. Триболо предполагал создать перед палаццо Питти «зелёную архитектуру», и только в 1599 году амфитеатр был дополнен каменными ступенями и стилизованными античными эдикулами с мраморными статуями по проекту ландшафтного архитектора Джулио Париджи. Реализацию проекта завершил его сын Альфонсо в 1630-1634 годах. Амфитеатр был торжественно открыт в 1637 году. В нем проходили самые первые оперные спектакли в Италии. Сейчас в центре амфитеатра стоит гигантская ванна, которая была привезена в 1841 году из терм императора Каракаллы в Риме. Она приподнята на ножках. Рядом расположили оригинальный египетский обелиск, который служит символом бога Солнца.

b_900_397_16777215_0_0_images_world_2024_2025-05-06-09.png

Сады Боболи. Флоренция, Италия: в) фонтан и амфитеатр. Вид от палаццо; г) фонтан Тритона

 

От амфитеатра главная аллея ведет вверх, к фонтану Нептуна, где поставлена его статуя с трезубцем, работа скульптора Стольдо ди Лоренци. Флорентийцы называют его фонтаном с вилкой, чтобы отличить от другого великолепного Нептуна, украшающего сады Боболи в водном бассейне, расположенном на юго-западном участке, у Римских ворот. Нептун, вооруженный трезубцем, словно охотится на рыбу. Из зубцов били три струи фонтана. Постаментом для Нептуна служат как бы скалистые пещеры, в которых «прячутся» наяды и тритоны. Террасы вокруг фонтана, расположенного на холме, украшали клумбы с ароматными цветами и подстриженные изящно деревья. С видовой площадки на вершине холма открывается великолепная перспектива на фонтан Нептуна, гигантскую ванну Наполеона, палаццо Питти и далее – Флоренцию.

Верхняя площадка садов Боболи украшена розарием (цветником) и фонтаном с тремя обезьянками в бронзе работы Джамболоньи. Эта площадка расположена на месте одного из бастионов, которые Микеланджело построил в 1529 году, когда служил инженером республики Флоренция. В XVII веке тут был живописный пруд с форелью, сад Рыцаря и пр. Отсюда открывается красивейший вид на Апеннинские горы.

С течением веков сад менялся. Исчезли скульптуры животных, каменные собаки, львы и тигры, волки и кабаны, которые с XVI века располагались в разных уголках сада. Потеряно множество живых изгородей, виноградников и цветников. Стриженный кустарник в виде живой изгороди теперь служит кулисами амфитеатра, а с обратной стороны на его фоне в XX веке установлена огромная голова, автор которой – польский художник Игорь Миторадж. Весной цветет Лимонный дом, осенью можно любоваться урожаем карликовых гранатов и цитрусовых, которые на зиму убирают под крышу Лимонного дома.

 

Сады, как живые картины, меняются от сезона к сезону, век за веком, но остается название садов, с которым связана легенда. Она опубликована в книге The Gardens of Italy (1905). Владельца земли на этом холме звали Боболи. Он с любовью обрабатывал свою землю, но вынужден был продать ее. «Его любовь и тоска были так велики, что он не мог ни есть, ни спать, ни выбросить это из головы. Он обещал вернуться на свою землю в виде призрака. Вскоре после его смерти стали рассказывать, что фигуру работающего в саду старика часто видели в лунные ночи. Рассказывают, что и по сей день часто слышен стук его лопаты».

 

Европейские парки имеют устоявшиеся определения – английский парк пейзажный и французский парк регулярный. Чтобы понять, в чем особенность итальянского парка, нужно вспомнить, что и французский парк, и итальянский имеют геометрически регулярную планировку, симметрию, дорожки под прямым углом, включают античную скульптуру, заимствованную в свое время у древних греков. Но климат во Франции и Италии может отличаться, и растительность тоже. Употребляемые в пищу и использующиеся как лекарство травы выращивали в садах при монастырях в середине V века. Плодовые деревья в садах появились ещё позднее, например, в Пизе (Италия) первый ботанический сад Европы был разбит в XVII веке.

 

 

Авторы:

Лапшина Елена Геннадьевна: Кандидат архитектуры, профессор, заведующая кафедрой «Основы архитектурного проектирования», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия; Член Союза архитекторов РФ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Ефимова Татьяна Борисовна: Старший преподаватель кафедры «Основы архитектурного проектирования», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия; Член Союза архитекторов РФ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Усанов Никита Сергеевич: Аспирант кафедры «Основы архитектурного проектирования», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Димаков Николай Дмитриевич, Аспирант, преподаватель кафедры «Основы архитектурного проектирования», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены