Казань, этот тысячелетний город на берегу Волги, всегда находилась на перекрестке культурных влияний. Если традиционная татарская архитектура тяготела к восточным мотивам, а русская - к византийским и классическим формам, то появление здесь готических элементов стало настоящей архитектурной неожиданностью. В период с середины XIX до начала XX века в городе появился целый ряд зданий, вдохновленных европейской средневековой архитектурой, но получивших своеобразную местную интерпретацию.
Особняк Кекина - мавританская фантазия с готическими акцентами
На улице Горького, 8 стоит один из самых необычных архитектурных памятников Казани - дом Кекина, построенный в 1906-1908 годах для предпринимателя Леонтия Владимировича Кекина. Проект этого доходного дома создал архитектор Генрих Руш. Здание представляет собой причудливый синтез стилей, где псевдоготические элементы соседствуют с мавританскими мотивами. Стрельчатые окна, характерные для готики, сочетаются здесь с восточным орнаментом, а башенки-пинакли напоминают одновременно и европейские соборы, и минареты. Особенно интересен главный фасад с его асимметричной композицией и богатым кирпичным декором. Историки архитектуры отмечают, что это здание - яркий пример "псевдомавританского" стиля, популярного в то время в Европе, но редко встречающегося в российской провинции.
Дом Шамиля - восточная романтика в готическом обрамлении
На пересечении улиц Тукая и Горького находится еще один архитектурный шедевр - дом Шамиля, построенный в конце XIX века. Это здание имеет особую историческую ценность, так как некоторое время здесь жила семья знаменитого имама. Архитектурный облик особняка создавали Генрих Руш и Федор Амлонг. Он выполнен в стиле модерн с подражанием средневековым образцам архитектуры мусульманской Испании и стран Магриба. Обращение к мудехару подчеркивало восточное происхождение владельцев.
Главный фасад, обращенный на улицу Тукая, напоминает средневековый замок с его строгими геометрическими формами и стрельчатыми оконными проемами. Однако при более внимательном рассмотрении становятся заметны восточные мотивы в декоре, особенно в оформлении входной группы. Интерьеры дома выполнены в неоклассическом стиле, но украшены яркими витражами, что добавляет им особого очарования.
Офтальмологическая больница - сдержанная готика
На улице Бутлерова, 14 расположено здание бывшей Глазной лечебницы, построенное в начале XX века. Архитектор Федор Гаврилов использовал характерные для готики стрельчатые оконные перемычки, но отказался от пышного декора. Особенно выразителен западный фасад здания, где окна второго этажа оформлены в виде стрельчатых арок и заметно заглублены по отношению к плоскости стены. Над главным входом расположен небольшой балкон, а входная группа акцентирована невысокой башней с орнаментированным парапетом. Это пример стилизации под «мудехар» — мавританскую архитектуру.
Примечательно, что больница до сих пор используется по своему первоначальному назначению, сохраняя не только внешний облик, но и дух начала прошлого века.
Клинический городок - готика для науки и медицины
Целый комплекс зданий медицинского университета на улицах Толстого и Бутлерова представляет собой уникальный пример применения неоготики в учреждениях науки и здравоохранения. Проект этого ансамбля разрабатывал московский архитектор Константин Михайлович Быковский при участии местных специалистов - Льва Хрщоновича и Ивана Колмакова. Строительство велось в начале XX века и включало несколько корпусов: хирургическую, акушерско-гинекологическую, глазную и кожно-венерологическую клиники, а также больничную церковь Варсонофия Казанского.
Архитекторы создали своеобразную интерпретацию стиля английских университетских городков. Фасады зданий украшены сложными наличниками, необычными карнизами с двумя рядами кронштейнов, выразительными фронтонами и аттиками. Особого внимания заслуживает корпус акушерско-гинекологической клиники, построенный в 1900 году и позднее названный в честь профессора Викторина Сергеевича Груздева - выдающегося акушера, автора более сотни научных работ. Этот архитектурный ансамбль не только сохранил свою историческую ценность, но и продолжает служить медицине, оставаясь важной частью Казанского медицинского университета.
Лютеранская кирха - уголок Европы в сердце Казани
История лютеранской церкви Святой Екатерины началась еще в 1771 году, когда на улице Покровской (ныне Карла Маркса) появилось первое здание для немногочисленных тогда казанских лютеран. После пожара 1774 года кирху восстановили, а с ростом немецкой общины (особенно после основания университета) возникла необходимость в более представительном храме. В 1861-1863 годах по проекту архитектора Льва Хрщоновича было построено новое здание в псевдороманском стиле с явными готическими элементами.
Кирпичное здание с примыкающими флигелями (для школы, квартиры пастора и приходской конторы) украшали характерные башенки-пинакли, придававшие силуэту сходство с европейскими готическими храмами. Интересно, что приход этой кирхи объединял не только немцев, но и представителей других национальностей - шведов, финнов, латышей и эстонцев. В разные годы храм посещали знаменитые ученые и путешественники, включая Петра Палласа и Александра фон Гумбольдта. Сейчас здесь работает центр немецкой культуры, проводятся органный концерты.
Католическая часовня - скромный памятник неоготики
В 1858 году католическая община Казани получила участок на Арском кладбище, где в 1885 году по инициативе каноника Фелициана Кохановского была построена небольшая часовня. Проект этого скромного, но выразительного здания создал архитектор Лев Хрщонович, уже работавший над лютеранской кирхой Святой Екатерины.
Судьба этого архитектурного памятника сложилась непросто. В советские годы здание лишилось многих декоративных элементов, интерьеры были полностью переделаны, а саму часовню соединили с соседним склепом. После 1923 года в ней прекратились богослужения, и помещение использовалось для хозяйственных нужд.
Часовня была возвращена общине и отреставрирована в 1998 году при поддержке католиков из Германии, Италии, США и других стран. Сегодня это один из немногих в Казани примеров культовой архитектуры с готическими мотивами, напоминающий о многообразии религиозной жизни города в дореволюционный период.
https://dzen.ru/a/ZmssL_YwUHhnl-VK
К сожалению, не все здания с элементами готики дожили до наших дней. На месте современного торгового центра "Корстон" когда-то стояло трамвайное депо, чей архитектурный облик включал явные готические мотивы. Не сохранилось и здание артиллерийского училища, также выполненное с элементами этого стиля. Эти потери особенно болезненны, учитывая, что подобных сооружений в Поволжье было крайне мало.
Готические и неоготические здания Казани представляют собой уникальное явление в архитектуре России. Они не являются чистыми образцами стиля, но демонстрируют его творческую переработку с учетом местных традиций. Эти памятники напоминают нам о времени, когда Казань была настоящим культурным мостом между Европой и Азией, а ее архитектурный облик формировался под влиянием самых разных стилей и направлений. Сохранение этого наследия - важная задача для современных реставраторов и градозащитников, ведь каждый такой дом - это страница в летописи города, которую нельзя потерять.
На основе статьи https://inde.io/article/68629-mrachnaya-skazka-kazanskie-zdaniya-s-goticheskoy-atmosferoy
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя