В Казани, среди многоэтажек, всё ещё живут старые деревянные дома, прошедшие через разные исторические эпохи. Менялось время, владельцы, наполнение зданий — их обновляли, перестраивали, но каждый из них по-прежнему хранит свои уникальные тайны.
Один из таких домов — особняк часовщика и торговца драгоценностями Петра Ионовича Климова. После революции 1917 года хозяин уехал в Париж, и дом опустел. Кладоискатели буквально перерыли его в поисках золота, но ушли ни с чем. А главное сокровище этого дома нашлось спустя столетие: его обрели те, кто искал не драгоценности, а будущее.
Часовых дел мастер
Хозяин дома, Петр Климов, был состоятельным человеком и известным казанским предпринимателем начала 20 века. Он торговал ювелирными изделиями и часами. Известно, что у него было несколько собственных мастерских и четыре магазина в Александровском Пассаже.
Сегодня одни из часов мастера украшают колокольню Петропавловского собора. Их установили в 1888–1890 годах, работу Климов курировал лично.
Архитектурное богатство
Дом Климова тоже непрост. Это уникальный архитектурный памятник начала 20 века в историческом центре Казани. Сегодня здание включено в список объектов культурного наследия республиканского значения.
Изначально здание называли «домом с часами» из-за круглого циферблата на фигурной башенке. К сожалению, эта деталь не сохранилась до наших дней, и теперь на её месте лишь небольшое окно.
Уникальная планировка — его главная особенность. Каждый этаж имеет отдельный вход, что было специально продумано архитектором Ф. Г. Амлонгом в процессе проектирования дома.
Решение было нетипичным для того времени и делает дом особенным среди других исторических зданий Казани.
Двухэтажный деревянный особняк выполнен в стиле эклектики — смешении разных архитектурных стилей, с элементами барокко. Купол имеет характерную форму и украшен люкарной (слуховым окном для освещения) и резными консолями карниза.
Вдоль фасада проходит балюстрада с резными балясинами, хотя часть из них не сохранилась. Интересно, что помещения выглядят так же нарядно, как и входная часть. На втором этаже находится комната с большим трехчастным окном. Оно украшено резным наличником, а также имеет балкон с балясинами.
Клад, уехавший во Францию
Дом окружён множеством любопытных историй и легенд. После Октябрьской революции 1917 года его владелец, Пётр Климов, уехал в Париж. С этого момента начали распространяться слухи о том, что часовщик припрятал в стенах особняка накопленные драгоценности.
— После революции он решил с семьей уехать и, как говорят, с собой ничего не вывез. Все вскрывали полы, пытались найти какие-то ювелирные украшения, потому что он был ещё ювелиром, но говорят, что он под Парижем построил такой же дом, следовательно, что-то он всё-таки с собой увез. Больше ничего не известно, — рассказала основатель центра детского развития Булюхина Елена Вячеславовна.
Местные кладоискатели простучали все стены, перекопали погреба и задний двор, проверяли тайники. Однако ничего найдено не было.
После революции, в советское время, здание перешло в собственность государства и использовалось для размещения различных учреждений.
Сейчас легенда о кладе осталась лишь частью городской мифологии. Здание является памятником архитектуры и находится под охраной государства, а любые несанкционированные раскопки или поиски в нём строго запрещены. Однако оно по-прежнему вызывает интерес историков и туристов.
— В 1932-м году в нашем доме был снят художественный фильм про первый татарский театр «Беренче театр». Там была сцена, когда к нашему дому подъезжает пролётка — такая карета, и видна входная зона, близ лежащие дома, — вспомнила Елена Булюхина.
Наследники, или сокровище, которое нашли спустя век
Сегодня стены этого дома, помнящие тиканье часов и голос своего создателя, наполнены новым звуком — звонким детским смехом. С 2014 года особняк обрёл новое предназначение, став частным детским садом и центром развития ребёнка.
Историческое пространство идеально вписалоcь в эту роль: двухэтажная планировка с отдельными входами позволила организовать удобные и безопасные группы, а просторные помещения наполнились жизнью и творчеством.
— Тут чудесная атмосфера! Мы знаем, что у ювелира Климова была замечательная семья, дочери, здесь проходили балы, и действительно была очень тёплая семейная атмосфера, потому что все дети, родители, которые к нам приходят, ощущают ее, отсюда не хочется уходить. У нас очень комфортно, уютно, сердечно-тепло, и дом наполнен любовью, — подметила основатель центра детского развития.
Здесь органично вписывается концепция преемственности в использовании исторических зданий — это особый подход к сохранению культурного наследия, при котором прошлое переплетается с настоящим.
— Дети и взрослые очень любят лестницу на второй этаж, часто на ней фотографируются, потому что она не перестроенная, то есть этот вход был закрыт и в то время, и после революции он был забит, даже когда здесь коммунальные квартиры были, и лестница сохранилась. Она была слегка отреставрирована, как и двери на втором этаже, и ручки, всё осталось именно со старого дома, — поделилась Елена.
Чтобы принять юных гостей, здание бережно отреставрировали: инженерные конструкции усилили для безопасности, но при этом сохранили архитектурные особенности и украшения дома.
— Кто к нам приходят, все время задают вопросы: что за дом, какая здесь история? Все наши постоянные клиенты, родители, воспитанники знают эту историю. Мы о ней рассказываем на наших мероприятиях. У нас раз в год бывают детские новогодние балы, — рассказала основатель центра.
Елена Булюхина поделилась — Дети знают об истории дома. Здание два раза реконструировано, сохранена и основная лестница, и тайная лесенка. Две комнаты на третьем этаже, где жила прислуга, ее было немного в доме Климовых. Сейчас мы хотим издать книжку, раскраску-ходилку по дому с нашим героем Тим-тимом, но это в планах, хотим её сверстать и издать для детей.
И теперь в этих стенах происходит передача знаний и уважения к истории. Дети с самого раннего возраста впитывают атмосферу места, соприкасаются с культурным наследием, знакомятся с архитектурными особенностями, а их эстетическое восприятие формируется в уникальной среде, где история оживает в их собственной повседневной жизни.
Автор статьи: Дарья Пузикова
Автор фото: Владимир Нефёдов

слушать радио онлайн








ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя