Автор статьи: Ирина Виссарионовна Ким — врач по лечебной физкультуре ОРМР МКДЦ
5 октября 2025 года, в день бесплатного посещения Эрмитажа, я впервые стояла в огромной терпеливой очереди на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Вокруг — разговоры туристов на разных языках, пожилые пары, дети в составе экскурсионных групп.
После трёх часов блужданий по залам мой брат вдруг спросил: «Ну, и зачем часами смотреть на эти старые картины?».
Я не смогла ответить одним предложением. В тот момент я осознала, что искусство — это не знание, а умение видеть и чувствовать. Я начала ему рассказывать. О том, что разные направления — от классицизма до авангарда — это разные языки, на которых художники говорят с нами. О том, что картина может передать не только красоту, но и страх, возмущение, панику, и зритель тоже испытает эти эмоции.
В тот день я поняла: многие не ходят в музеи не потому, что это скучно, а потому, что их однажды не «заразили» этой магией. Я хочу поделиться с вами своим рецептом, как начать смотреть картины.
Личная история
С детства я была странной — пока одноклассники зевали на экскурсиях в краеведческий музей, я ловила каждое слово гида, приставала с вопросами и умничала, когда какой-то факт был мне знаком. В нашем селе музей был один — скромный, с самоварами, утюгами и лаптями. Ни одной картины. Но именно оттуда, из этой тишины провинциального зала, во мне проснулся интерес. Потом были книги с репродукциями передвижников, которые открыли мне целый мир.
В школьные годы историю я сдавала не экзаменом, а рефератом об истории 19 века через картины: мне хотелось не просто знать даты, а понимать, «что хотел сказать художник».
Настоящие картины я впервые увидела в областной галерее имени Догадина в Астрахани, а затем и в Третьяковке, Пушкинском музее и Эрмитаже.
Профессиональная параллель
Работая в медицине, я не могу не проводить параллелей. Понимание живописи — это тоже своего рода реабилитация. Вы не сможете «вылечиться» от незнания за один раз. Это как восстановление после инсульта: нужны многократные повторения, методичная работа. Так и с живописью: чтобы её понять, нужно смотреть часто, много и на разное. И чем раньше начать, тем быстрее непонимание регрессирует, поэтому лучше начинать с детства.
Как начать, если вы далеки от искусства?
Я не искусствовед, но научилась видеть прекрасное в обычном, в том, что меня окружает, например, в одежде, мебели, кино, природе, и испытывать настоящие, не наигранные эмоции. Живописные полотна для меня — такой же инструмент для поддержания душевного здоровья, как спорт — для физического.
Вот что я советую:
- Начните с малого. Сходите в наш казанский Эрмитаж. Он меньше, уютнее, и там всегда есть потрясающие выставки-«гости» из Петербурга.
- Найдите своего «проводника». Не стесняйтесь ходить на экскурсии или слушать аудиогиды. Мне, например, безумно нравятся экскурсии в казанском филиале. Не любите экскурсии в толпе? Найдите интересного блогера или подкаст, который говорит на вашем языке (я, например, обожаю «Искусство для пацанчиков» Насти Четвериковой).
- Используйте дни бесплатного посещения. Как мне повезло 5 октября в Эрмитаже! Крупные музеи регулярно проводят такие акции — это идеальный шанс без финансовых рисков понять, ваше это или нет.
- Просто начните смотреть. Не пытайтесь сразу во всём разобраться. Просто позвольте себе чувствовать. Что вызывает у вас эта картина? Покой? Тревогу? Радость? Ваша эмоция — это тот эффект, который хотел произвести на вас художник.
Искусство — это путешествие без билетов
Оно позволяет читать книги без букв, узнавать историю не по датам, а по эмоциям, и всегда находить тему для разговора. Возможно, вы найдёте там то, чего вам так не хватало. Оно лечит душу, расширяет границы мира и напоминает, что мы — люди.

слушать радио онлайн








ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя