Наверх

МИР

22 октября Михаил Мишустин встретился с генеральным директором ПАО «КамАЗ» Сергеем Когогиным, чтобы обсудить актуальные результаты работы компании. Как сообщает «БИЗНЕС Online», премьер-министру РФ доложили о стабилизации падавшего рынка большегрузов и росте экспорта.

b_588_392_16777215_0_0_images_icdc_2025_2025-11-05-001.jpg

«Мы ожидаем примерно 50 тысяч машин в этом году. Доля КамАЗа на этом рынке уже сегодня 34%. Она, по сравнению с 2024 годом, выросла вдвое», — отчитался Когогин Мишустину на встрече в Белом доме. Кроме того, шеф КамАЗа отметил: «В этом году наш прогноз — экспорт вырастет на 10%, причём не за счёт стран ближнего зарубежья, а в основном дальнего. Это Азия, Ближний Восток, куда мы исправно отправляем наши автомобили».

Сегодня от результатов деятельности КамАЗа напрямую зависит и промышленный рост, и экономика всей страны. А дороги России сложно представить без миллионов автомобилей челнинской компании, обеспечивающих грузоперевозки и решение жилищно-коммунальных вопросов. Но начался этот путь в далёком 1969 году, на просторах татарстанской земли. Первый директор КамАЗа Лев Васильев в интервью 2018-го года (когда ему было уже 93 года) сказал фразу, вошедшую в историю: «КамАЗ строили для жизни!». Вера в свои силы, трудолюбие и смелость мечтать масштабно позволили создать символ промышленного могущества России в самом сердце Татарстана — и символ этот живёт до сих пор.

От идеи до легенды

В конце 1960-х годов советское правительство приняло решение о создании нового автомобильного завода. Выбор пал на Набережные Челны — небольшой город на Каме. Почему именно здесь? Всё просто: выгодное географическое положение, развитая инфраструктура и, конечно же, поддержка руководства Татарстана.  Рядом находилась река Кама — важная водная артерия, а также железнодорожные пути. Это обеспечивало логистику для доставки сырья и отправки готовой продукции. К тому же, для такого масштабного завода нужны были свободные территории: задача стояла построить и предприятие, и новый город — практически с нуля, без сложностей с переселением и сносом.

Инициативная группа создателей КамАЗа была собрана из лучших специалистов со всей страны. Лев Васильев, первый генеральный директор предприятия, собрал команду единомышленников, готовых работать на результат. Они понимали: создание автомобильного гиганта — это не просто строительство завода, это создание будущего целой отрасли.

1970-е годы стали временем грандиозного строительства. На месте будущего завода возводились не только производственные корпуса, но и целый город для работников. Набережные Челны росли как на дрожжах, привлекая молодых специалистов со всего Советского Союза. Первый грузовик сошёл с конвейера в 1976 году. Это был «КамАЗ-5320» — машина, которая положила начало великой династии. С каждым годом производство росло, появлялись новые модели, совершенствовались технологии.

80-е увидели золотой век предприятия. КамАЗ выпускал тысячи грузовиков ежегодно, экспортируя их во многие страны мира. Качество и надёжность стали визитной карточкой. В это время формировались ключевые ценности компании: инновационность, качество, ответственность, командная работа. 

Времена перестройки стали испытанием для всего российского автопрома. Но КамАЗ выстоял. Благодаря грамотному руководству и поддержке правительства Татарстана предприятие сумело сохранить производственный потенциал и коллектив. И уже в начале XXIвека КамАЗ вышел на новый уровень: были реализованы модернизация производства, внедрение современных технологий, расширение модельного ряда.

Сегодня КамАЗ входит в число лидеров российского автопрома и активно инвестирует в инновации. Здесь создаются беспилотные платформы, электромобили, развиваются цифровые решения. По информации на октябрь 2025 года, КамАЗ входит в двадцатку ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей.

Бренд или стратегия?

В каждой истории масштабного успеха мы стремимся разглядеть ключ к его достижению. По данным на 1 марта 2025 года, среднесписочная численность персонала по группе технологической цепочки ПАО «КамАЗ» —31 691 человек. Эффективно управлять таким коллективом на протяжении нескольких десятилетий без внутренних ориентиров компании, помогающих принимать решения на любом уровне системы, невозможно.

Так про что же КамАЗ сегодня?

b_588_392_16777215_0_0_images_icdc_2025_2025-11-05-002.jpg

Идеология продолжает традиции советского руководства автозавода. Секретарь парткома «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ» (генерального подрядчика строительства КамАЗа в 1969 году) Юрий Петрушин считал: «Коллектив может простить руководителю горячность, запальчивость, если они вызваны заинтересованностью об общем деле. Но никогда не простит равнодушия, чёрствости, грубости – атрибутов, так называемого «жёсткого» стиля. Принципиальность – качество положительное. Однако оно несовместимо с упрямством». Возможно, этим советский автогигант отличался от многих предприятий уже тогда: первые лица КамАЗа мыслили прогрессивно, выходили за рамки стереотипов — и этим прокладывали свой путь самостоятельно, а не по течению.

 

За каждым большегрузом – судьбы людей. Целые поколения рабочих и специалистов трудятся на предприятии: отцы были токарями, сыновья – инженерами, а внуки сегодня создают кабины нового образца.

Самое важное достижение КамАЗа – формирование принципов добросовестного труда. Здесь в приоритете дисциплина, способность завершать начатое и бескомпромиссное качество. Тысячи высококвалифицированных кадров были сформированы в этой среде и теперь трудятся по всей стране.

2025-11-05-003.jpg

Роль Татарстана

Успех КамАЗа неразрывно связан с поддержкой руководства Татарстана. Региональная политика всегда была направлена на развитие промышленного потенциала, но в те годы особенно. Правительство республики создало благоприятные условия для работы предприятия.

Все осознавали сложность задачи, но у строителей была заветная мечта – когда-нибудь с гордостью сказать своим потомкам, что они участвовали в создании КамАЗа. Заключались браки, рождались дети, жизнь бурлила. Параллельно с возведением комплекса решались вопросы обеспечения жильем, дошкольными учреждениями, современными школами, больницами, культурными центрами, спортивными сооружениями и местами отдыха.

b_588_392_16777215_0_0_images_icdc_2025_2025-11-05-004.jpg

Чтобы специалисты, прибывшие со всех уголков СССР, захотели связать свою жизнь с городом после окончания строительства завода, необходимо было создать привлекательную среду. Город должен быть красивым и комфортным для проживания. С этой задачей успешно справились архитекторы автограда. Набережные Челны часто посещали известные музыканты, писатели, артисты, и все те, кто желал своими глазами увидеть великолепие города на Каме и мощь автогиганта.

 

Демографический подъем был предсказуем, но его масштабы превзошли все ожидания: количество свадеб и рождений стремительно увеличивалось. Так, в 1973 году в городе было зарегистрировано 5003 новорожденных, а в следующем – 6741. В настоящее время население Набережных Челнов превышает полмиллиона человек.

Сегодня КамАЗ – это символ национального достояния. Он обладает значительным производственным и экономическим потенциалом, представляя собой комплекс предприятий с выдающейся производительностью.

Татарстан, благодаря КамАЗу, прочно закрепился на мировой промышленной карте. Предприятие стало символом того, как грамотное управление, поддержка региона и профессионализм команды могут создать компанию мирового уровня. История КамАЗа — это история успеха, которая продолжает писаться. И каждый новый грузовик, сходящий с конвейера — новая глава в книге о величии российского автопрома.

 

Маргарита Галимова

 

Источники:

  1. Статья на сайте «Вести КамАЗа»: «Лев Васильев: “КамАЗ строили для жизни”». https://vestikamaza.ru/posts/lev-vasiliev-kamaz-stroili-dlya-zhizni/?ysclid=mh82bg8wbz255070689
  2. Раздел «Наши ценности» на официальном сайте КамАЗ. https://kamaz.ru/career/why-kamaz/nashi- tsennosti/?ysclid=mh7p7a99up466937918
  3. Канал «Музей КамАЗа» на Дзене. https://dzen.ru/id/5f86bca34872967f57b4efa2
  4. Новость о встрече М.Мишустина и С.Когогина на сайте Правительства России. http://government.ru/news/56619/
  5. Статья «КАМАз – автогиганту 55» на сайте Национальной библиотеки Республики Татарстан.  https://kitaphane.tatarstan.ru/index.htm/news/2280281.htm

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены