Записки учителя Айрата Димиева всокращении |
Перенимая западный опыт в этой сфере, причем почему-то отнюдь не лучший, мы все время забываем, что вырываем этот опыт из другого культурного контекста, заимствуем его у страны, у которой, возможно, другие цели и другая система ценностей. Привить американские ценности в образовании на нашей российской земле не то что сложно, а едва ли возможно. Да и не нужно вовсе! Кто сказал, что американская система школьного образования эффективна? Практика как раз подтверждает обратное - все материальное производство, вся наука в США наполняются выходцами из других стран, то есть продуктами другой системы образования. Возможно, такая ситуация вполне устраивает США, которые имеют достаточно ресурсов для покупки мозгов. Но трудно примерить эту модель к России.
|
Русский химик в американской школе |
Начало карьеры молодого ученого пришлось на девяностые годы не самые лучшие для российской науки, и не только науки. Успешно защитив кандидатскую диссертацию, Айрат Димиев остался работать в Казанском университете. К концу девяностых стало понятно, что выжить и содержать семью на университетскую зарплату невозможно. Димиев ушел в бизнес на пару лет и, по его признанию, был вполне успешен в этой области. Но этот род занятий ему не нравился. Тем временем его коллеги-исследователи начали уезжать за границу. Как-то раз он увидел объявление в российской газете, что американским школам требуются учителя естественных наук. И Айрат решился. Если заработать и не удастся, то, как минимум интересное приключение и новый опыт обеспечены. Он прошел собеседование, и его взяли, несмотря на плохое знание английского языка, поскольку США испытывали и продолжают испытывать острейшую нехватку учителей математики, физики и химии. К тому же иностранные учителя подготовлены лучше, чем американские, и готовы работать за меньшие деньги. Поэтому в нынешней американской школе не редкость учителя из Юго-Восточной Азии, Китая и Италии. А здесь у американцев появился шанс заполучить кандидата химических наук из России, да еще молодого. Так в 2001 году тридцатипятилетний Айрат Димиев оказался в Хьюстоне и получил работу учителя химии в самой обычной базовой средней школе в Уэстбери Хьюстонского округа. Конечно, учителей, рекрутированных за океаном, направляли далеко не в лучшие школы, а в те, где американские учителя отказываются работать. Но Димиеву с коллегами повезло их направили в лучшие из худших школ, а худших в округе большинство. Первый год был тяжелейшим для молодого учителя. Ему приходилось адаптироваться к чужой среде, где все не так язык, правила, учебные программы, приоритеты, ценности. Первое время каждый день собирался паковать чемоданы и возвращаться на родину. Но потом, сцепив зубы, опять шел в класс. Через полгода втянулся, а еще через полгода его взяли учителем химии в хорошую среднюю школу Ламар в том же округе. Зарплата в две тысячи долларов позволяла нормально жить. Тем не менее уже через пять лет молодой учитель понял, что надо, видимо, вернуться к исследовательской работе. Он любил своих школьников, но считал неправильным, что химию старшеклассникам преподает ученый с кандидатской степенью. Ему хотелось реализовать свое образование в науке. В 2008 году он отправил по электронной почте письмо профессору Джиму Туру, преуспевающему химику из Университета Раиса, с темой«Постдок бесплатно». У Тура былии другие заявки вроде этой. И, честно говоря, Тур не очень любил бесплатных постдоков, полагая, что проблем от них больше, чем пользы. Но Айрат ему приглянулся, он взял его к себе и не прогадал. Договорились, что Димиев будет работать по десять часов в неделю, после занятий в школе. Однако на деле бесплатный сотрудник проводил в лаборатории все свое свободное время, засиживаясь допоздна.
В 2009 году Айрат Димиев работал уже на полную ставку исследователя. Его упорство и страсть к науке были быстро вознаграждены — он придумал новый способ отделения тонких слоев графена, о чем и опубликовал статью в престижном американском журнале в соавторстве с шефом. |
О мультирасовости |
В Хьюстоне много цветного населения. Белые, афро- и латиноамериканцы представлены примерно одинаково. Причем белых чуть меньше, а латиноамериканцев чуть больше трети. Однако уже в ближайшем будущем это равновесие нарушится. Сегодня в государственных школах Хьюстонского образовательного округа латиноамериканцев уже более 50%, афро-американцев около 30%, а белых менее 9%. Правда, в частных школах учатся в основном белые ученики, но доля белых детей в мегаполисе не более 30%. Эта ситуация создает американцам много проблем. И именно мультирасовость один из важнейших моментов, определяющих как суть, так и форму образовательного процесса в школах Хьюстона.
Существуют ли здесь расовые проблемы? Формально нет, политически все очень грамотны. Любое неадекватное высказывание и ученика, и учителя наказывается. Учитель сразу лишается места, а при неудачном стечении обстоятельств его никогда больше не допустят до преподавания. С родителями ученика проведут беседу: если такое еще раз повторится, будете посещать другое учебное заведение... Слово «негр» произносить нельзя ни в коем случае. Это будет последнее слово, которое вы произнесете в ранге учителя. «Негр» это унизительно, «черный» не очень хорошо, лучше «афроамериканец». |
Об американских школьниках |
Американские школьники не похожи друг на друга прежде всего в силу различной этнической принадлежности. Но независимо от цвета кожи среди учеников встречаются как тугодумы, так и дети с выдающимися способностями. Главное же отличие между белыми и черными школьниками в том, что первые более усидчивы, а вторые более подвижны и активны.
Бросается в глаза физическая зрелость учеников. Во-первых, они учатся в школе на год больше, чем российские дети, и оканчивают ее в 18—19 лет. А во-вторых, под южным солнцем гораздо раньше созревают, особенно черные, которые уже к 14—15 годам достигают полной физической зрелости и внешне ничем не отличаются от взрослых. Называть их детьми язык просто не поворачивается.Все дети очень просто и часто небрежно одеты. Шорты и футболка у юношей и та же самая футболка и юбочка у девушек. Причем и юбка, и футболка могут быть старенькими, застиранными и чаще всего неглажеными. Наши старшеклассницы никогда не позволят себе прийти в школу в таком виде. Комбинация элементов одежды самая невероятная. Любимый вид обуви у белых девочек —сланцы, что мы надеваем на пляж или в баню. Причем они их носят круглый год, и в летнюю жару, и зимой, когда температура воздуха опускается чуть ли не до нуля градусов. В холодную погоду под юбку девочки могут надеть спортивные треники с отвисшими пузырями на коленках. |
О дисциплине |
Дисциплина на уроке — это проблема, которую ежедневно приходится решать учителям в любой школе в любой точке мира. Америка не исключение, причем особенно это касается массовых средних школ с низкой мотивацией детей к обучению. Удерживать порядок на уроках в такой школе очень трудно. Ведь американских учеников нельзя ругать, стыдить и тем более наказывать. Учитель должен воздействовать на ученика толькоипозитивно, поощряя за успехи, и неустанно дарить ему свою любовь, как написано в пособии для американского учителя. А дети тем временем могут разговаривать в классе, ходить во время урока, сидеть в свободной позе и т. д. Тренеры школьных команд по футболу и баскетболу и вовсе обладают над своими подопечными просто неограниченной властью. Стиль их общения со школьниками больше напоминает армейский "упал, отжался" Бывает, особо отъявленных приводят в чувство ударом кулака в грудь. Причем я видел, как белый тренер таким образом воспитывал черного школьника — случай для Америки уникальный».
Авторитет тренера безграничен. Для учеников он царь и бог. Однажды один из тренеров даже предложил Димиеву свою помощь в усмирении буйных: «Вы только назовите мне имена тех, кто мешает вам вести урок». Интересно, что школьники очень дорожат своим участием в любой спортивной команде. Но если ты не успеваешь по обязательным предметам, то лишаешься права участвовать в командных играх. Поэтому члены спортивных команд стараются вести себя хорошо и учиться хотя бы на троечку, чтобы не вылететь из команды и не подвести коллектив.
|
О доносительстве |
«Стукачество в Америке возведено в ранг общественной морали. Стучат все и на всех, от мала до велика. Однако стукачество американское сильно отличается от нашего. И не столько масштабами, сколько отношением к нему. Если у нас это дело постыдное и осуждаемое, то здесь самое что ни на есть правое». Доносительство в Америке явление массовое, а потому и называть-то его так не совсем правильно. Доносить учат со школьной скамьи. Если один ученик увидел, как другой списывает, он должен донести. И доносит. «Я был потрясен, когда после контрольной работы ко мне подходили взрослые девушки и сообщали, кого они видели списывающим, рассказывает Айрат Димиев. Я, как положено, горячо их благодарил, расспрашивал о подробностях, и они, довольные, уходили. Вы можете себе представить такое в российской школе?! Доносят конечно же не только дети, но и сами взрослые. Очень многие учителя стучат друг на друга. Причем они не имеют от этого никакой выгоды. Ты можешь быть директорским любимчиком, можешь не быть, это никак не повлияет на твой доход, потому что у тебя стандартная нагрузка и стандартная зарплата, которая зависит только от стажа. Сегодня в Америке воспитаны поколения граждан, личные ценности которых совпадают с официальными ценностями государства, а население в основной своей массе не противостоит ему, а поддерживает.
Источник: Химия и жизнь |
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя