Музыка Масгута Латыпова окрыляла бойцов
В 1941 году в ряды Советской Армии был призван композитор Масгут Латыпов. В годы войны он вел музыкально-творческую работу в качестве руководителя ансамблей художественной самодеятельности различных воинских частей.
12 мая 1943 года в газете “Алга, дошман өстенә!” был напечатан очерк Абдуллы Ахмета «Победные маршы композитора» (о молодом талантливом композиторе Масгуте Латыпове):
«Бойцы вдохновенно и с большим вниманием слушают его марш, посвящённый славной Н–ной дивизии. И правда, эта музыка напоминает красноармейцам их стремительные атаки и зовёт их вперёд, даёт им новую силу и душевный подъём. Капельмейстер–композитор Латыпов создал на фронте немало музыкальных произведений. Например, популярный среди красноармейцев «Марш Н–ного полка», «Наказ воинам Н–ной дивизии», «Частушки», «Били, бьём и будем бить» (на стихи Лебедева–Кумача), «Геройски погибшим товарищам», «Санинструктор Лукоянов» и многие другие мелодии».
Масгут Латыпов – организатор и руководитель ансамбля Н–ной дивизии. Военные музыканты много времени проводят на передовой. Победные марши ансамбля звучат и в теплых землянках, и в холодных окопах, и в глубоких воронках. Музыканты ансамбля не только мастерски и красиво умеют играть, но и, когда нужно, смело и сноровисто умеют драться с врагом. Во время тяжёлых боев за город Великие Луки ансамбль находился на передовой. В это время пришлось отложить тромбон, аккордеон и трубы и, взяв винтовки в руки, участвовать в обороне стратегически важной высоты. В этой схватке музыканты показали геройство и отвагу. Высота была удержана. Талантливый молодой композитор Татарстана, руководитель ансамбля песни и пляски Масгут Латыпов был награждён медалью «За боевые заслуги».
После Латыпов был награжден орденами Великой Отечественной войны и Красной Звезды.
Вернувшись осенью 1945 года в Казань, Латыпов продолжил высшее музыкальное образование и поступил на композиторское отделение Казанской консерватории, являясь одновременно руководителем Ансамбля песни и пляски существовавшего тогда Казанского военного округа.
Став во главе ансамбля, Латыпов написал для него ряд обработок массовых советских песен. В этом же направлении развивалась творческая, и исполнительская деятельность Латыпова в Куйбышеве, где в 1946—1950 гг. он также руководил Ансамблем песни и пляски, на этот раз Приволжского военного округа. Здесь Латыпов написал «Кантату приволжцев» на слова Бруно Зернита, обработал около десяти русских народных песен для хора с оркестром и для хора а капелла. Как в Куйбышеве, так и позднее, в 1950—1953 гг. в Иркутске, свою творческую деятельность Латыпов сочетал с активной пропагандой среди бойцов и командиров лучших образцов русской музыкальной классики.
Став в 1950 г. руководителем Ансамбля песни и пляски Восточно-Сибирского военного округа, Латыпов большое внимание уделял актуальной тематике, в частности, событиям, вызванным войной в Корее. Им написаны лирическая, песня «Качели», «Песня о китайских добровольцах» на слова Луговского, ряд обработок народных песен для хора а капелла — «О, могучий Байкал», «Сибирская подгорная» и другие.
С 1954 г. Латыпов снова в Казани. Вместе со всеми деятелями музыкального искусства он принимал активное участие в подготовке Декады татарской литературы и искусства. Большой успех выпал во время Декады на долю хора нефтяников, руководимого Латыповым. И в дальнейшем композитор продолжал свою миссию организатора и дирижера различных коллективов художественной самодеятельности, внося огромную лепту в дело музыкального воспитания, повышения духовной культуры молодежи. Всей республике были известны коллективы художественной самодеятельности, созданные и руководимые Масгутом Латыповым.
Масгут Латыпов - автор оперы «Сафа», кантат «О героях 4-й Ударной армии», «О приволжцах», «Кантаты о Родине», «Столице нашей отчизны — Москве» хоровых циклов; сюиты и маршей для духового оркестра; песен и романсов, камерно-инструментальных произведений.
Альбина Абсалямова
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя