Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

«Боксер похож на шахматиста. На каждый удар есть защита, на каждую комбинацию можно найти ответную. Правда, у шахматиста на обдумывание хода есть минуты, порой даже часы. А у боксера – секунды, иногда десятые доли секунды…»

Из книги Георгия Свиридова «Ринг за колючей проволокой»

 

Герой Великой Отечественной войны Андрей Борзенко – человек, у которого хватило силы духа, чтобы не только не сдаться в немецком концлагере, но и выйти победителем. Простой советский артиллерист, не сумевший пройти мимо несправедливости, даже рискуя собственной жизнью. Герой, благодаря которому произошел бунт в Бухенвальде и освобождение множества пленников от арийской жестокости.  Хирург, один из первых в Ташкенте начавший проводить операции по пересадке сердца. Обладатель мощного апперкота, позволивший ему провести без единого поражения 80 поединков в плену. 

 

b_300_459_16777215_0_0_images_icdc_2022_2022_03_16_1.jpg

 

Андрей Борзенко – врач-хирург высшей категории, один из первых, кто в Ташкенте начал проводить операции на сердце. До получения врачебной профессии  Андрей Борзенко был профессиональным боксером.  В годы Великой Отечественной войны это занятие спасло ему жизнь в немецком концлагере. За несколько лет плена Андрей Борзенко выиграл 80 боксерских поединков с фашистами и другими пленниками. История Андрея Борзенко известна из романа советского писателя и Президента Федерации бокса Георгия Ивановича Свиридова  «Ринг за колючей проволокой». Встретив его на послевоенном турнире, Георгий Свиридов выделил его среди других спортсменов. «Мы поехали на первый послевоенный чемпионат, – вспоминал Свиридов во время интервью, – и там в финале сошлись поволжский немец Гельмут из нашей секции и неизвестный мне боксер.

Он отправил Гельмута в девять нокдаунов и боксировал с невероятной для советских спортсменов жестокостью. После окончания турнира я с ним разговорился…».Услышав рассказ Андрея Борзенко о годах пребывания в Бухенвальде, Свиридов сделал боксера главным героем своей книги.  

 

Чемпион Средней Азии

Андрей Борзенко занимался боксом со школьного возраста. Его учителем был Сидней Джексон – американский боксер в легком весе, воспитавший немало советских чемпионов. Сидней Джексон оказался в СССР почти случайно: получив травму большого пальца, он приехал в Россию как турист, но с началом Первой Мировой войны не сумел выехать и был перенаправлен в Ташкент. «Мы тренировались каждое утро и каждый вечер, концентрируясь на выносливости и силе. Дед Сид требовал от нас железной дисциплины, ненавидел алкоголь и праздность. Это были тренировки, которые просто так не забудешь», – вспоминал боксер и писатель Владимир Карпов – один из учеников Джексона.

 

b_300_446_16777215_0_0_images_icdc_2022_2022_03_16_2.jpg

 

Под руководством наставника боксерская карьера Андрея Борзенко  шла в гору: он неоднократно выигрывал чемпионаты по боксу Узбекской ССР,  стал чемпионом Средней Азии в объединенных соревнованиях на кубок южных республик СССР и получил звание мастера спорта.

 

Свободный пленник

Когда началась Великая Отечественная война, Борзенко был призван на службу в артиллерийскую часть. За первые месяцы он был несколько раз ранен. Во время отступления советской армии через Днепр, Борзенко попал в плен и был первоначально направлен в шталагу (лагерь для военнопленных– прим. ред.). В лагере он предпринял две попытки к бегству и был перенаправлен в печально известный концлагерь Бухенвальд.   «У многих были на полосатой одежде нарисованы круги в виде мишени. Это были пожизненные заключенные: круги означали, что если кто убьет этого человека, то он никакой ответственности за убийство не понесет. Рядом, вплотную к Бухенвальду, строился завод. Русских использовали на самых тяжелых работах: земляные, прокладка водопровода, отвоз земли, штайнбрук», – вспоминал Михаил Бочкарев, один из бывших узников концлагеря.

По воспоминаниям очевидцев, в Бухенвальде на потеху комендантам устраивались настоящие гладиаторские бои: пленных выводили на ринг и заставляли сражаться друг с другом и надзирателями. Заключенные, часто изможденные от голода и побоев, с трудом держались на ногах и были легкой мишенью для издевательств. Выставив Андрея Борзенко на ринг, арийцы ожидали увидеть его сломленным и пораженным, но он сумел дать отпор и выстоять.

 

b_500_308_16777215_0_0_images_icdc_2022_2022_03_16_3.png

 

Битва за справедливость

Увидев, как товарища по камере избивают арийцы, Борзенко вмешался и заступился за него.  «Уголовники бросились на смельчака. Но Бурзенко опередил их. Он сбил с ног одного, мгновенно повернулся к другому и, увернувшись от тяжелого размашистого удара, приблизился к бандиту вплотную. Тот попытался отскочить, но не успел. Андрей обрушил на него апперкот — удар снизу по солнечному сплетению. Охнув, негодяй повалился на пол», - так описан его поступок в романе Свиридова.В результате его вмешательства, Борзенко выставили против одного из самых мощных немецких защитников правопорядка, чтобы наказать и приструнить наглого русского. Андрей Борзенко сумел одержать верх, и за годы пребывания в концлагере провел еще 80 поединков без единого поражения.

Андрей сумел нокаутировать немецкого боксера-эсэсовца который специально приехал в Бухенвальд, чтобы сразиться с непобедимым советским солдатом. «Через веревки перешагнуло что-то громадное, волосатое и устрашающее. Это был не человек, а какое-то звероподобное существо. Квадратное тело плотно сидело на жилистых волосатых ногах. Покатые плечи, длинные, свисающие до коленей, руки, покрытые буграми тугих мышц, волосатая выпуклая грудь. Лицо Вилли – большая, выступающая вперед челюсть, крючковатый нос, рот почти до ушей и маленькие, глубоко сидящие в глазных впадинах глаза – усиливало неприятное впечатление». Борзенко одержал над ним победу в присутствии арийцев и товарищей-сокамерников.

Андрей Борзенко был одним из тех, кто приблизил освобождение пленных из Бухенвальда. Помимо боксерских поединков Борзенко участвовал в работе подпольщиков в концлагере и помогал добывать оружие, рыл подкопы и устраивал диверсии. Владимир Власов, бывший узник Бухенвальда, в своих воспоминаниях писал, что бои Борзенко служили отвлекающим маневром:  «Некоторые несведущие считали эти бои пустым времяпрепровождением, мол, для потехи лагерной охраны. Так считали и думали лагерные охранники, но только не заключённые. Бои на ринге отвлекали эсэсовцев от выполнения служебных обязанностей, их бдительность притуплялась. А в это время подпольщики в бараке проводили собрание или собирали оружие в умывальной комнате, создавали запас продуктов и прятали. Они готовились к восстанию». Узники ценили непобедимого товарища, который был для них символом несокрушимого духа и надежды на скорую победу. 11 апреля 1945 года в Бухенвальде произошло восстание, и  стены за колючей проволокой пали. «В назначенную минуту раздалось громкое русское «ура». Словно сжатая до предела стальная пружина, стала стремительно развертываться сила многотысячного коллектива узников Бухенвальда. «Прорвался гнев, копившийся годами», – пишет Василий Красноперов в романе «Подпольщики Бухенвальда». Андрей Борзенко был в первых рядах, напавших на эсэсовцев, и объединившимся пленникам удалось обратить врагов в бегство. Американские войска пришли в Бухенвальд уже после окончания восстания.

 

Жизнь после

После окончания войны, вернувшись в Ташкент, Андрей Борзенко получил медицинское образование. Он стал одним из первых специалистов, прошедших обучение пересадки сердца – в Московском институте имени Склифосовского.  Он сделал множество операций, воспитал учеников, и поддержал дочь Ольгу, когда она решила стать врачом.

О жизни Андрея Борзенко после войны известно немногое.  Последние 10-летия  жизни он работал врачом физкультурного диспансера и был одним из первых хирургов, совершающих операции по пересадке сердца.  По сведениям из разных источников, Борзенко лишь в 1989 году получил медаль «за участие в Великой Отечественной войне». После распада СССР Андрею Борзенко пришлось покинуть Ташкент и переехать в Ленинградскую область.  К сожалению, мигрант Андрей Борзенко не получал никакой поддержки от государства. В 1992 году он умер в незаслуженной безвестности и бедности на съемной квартире.

Выбор стези хирурга был закономерным, ведь людей этой профессии отличают смелость, человечность и умение бороться за жизнь. Андрей Борзенко выиграл более 80 поединков в концлагере и провел более 50 операций по пересадке сердца в мирной жизни, оставшись в памяти людей не только как герой войны, но и как выдающийся врач.

 

Анна Кузнецова, по материалам открытых источников

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии (1)

  • Мунира

    Великий Человек ! Вспомнила его фамилию через 50 лет.Я родилась в Ташкенте в 1966 году.Моя мама лечилась после родов у Андрея Борзенко,часто вспоминала не многословного, скромного врача добрым словом. Мама знала, что он был в прошлом боксером, рассказали ей мед.сестры.Много в жизни к сожалению несправедливости по отношению к ветеранам, забыли....скромный, не выскочка....ушёл незаметно.....стыдно......очень стыдно.Вечная светлая память Герою Андрею Борзенко