Наверх

МИР

b_570_428_16777215_0_0_images_faktor-pljushevosti-1.jpg

Медвежонок Кнут (Knut), Берлинский зоопарк

 

Популярность медвежонка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детеныши животных напоминают человеческих

Трудно быть очаровательнее знаменитого медвежонка Кнута (Knut) с его большой круглой головой и сравнительно небольшим телом. 23 марта 2007 года, когда сотни журналистов съехались ради него в Берлинский зоопарк, фотогеничный полярный медвежонок, которого так и хочется обнять, стал международной сенсацией.

 

Всеобщее увлечение Кнутом помогло в 2007 году привлечь в зоопарк 300 тыс. лишних посетителей и получить дополнительные 3 млн евро за одни только входные билеты. Кнута также сфотографировали на плакат об уменьшении мест обитания животных из-за глобального потепления, и он благодаря этому оказался на обложке журнала Vanity Fair. Недурно для брошенного матерью малыша, который никогда не выжил бы на воле.

 

Однако ко времени своей внезапной смерти в марте 2011 года Кнут уже не был прежним обожаемым всеми медвежонком. Медведь, который когда-то был размером со щенка, вырос в 2,5-метрового зверя, достойного представителя вида крупнейших сухопутных хищников на планете, — и потерял всё свое знаменитое очарование.

 

Ученые предполагают, что зверята вроде Кнута кажутся нам такими милыми, потому что напоминают детенышей нашего собственного вида. «Ключевой чертой очарования нужно считать, видимо, эту детскую потребность в заботе, — объясняет Дейдре Баррет (Deirdre Barrett), эволюционный психолог из Гарвардского университета (США). — Многие черты, привлекающие нас к человеческим детям, есть и у юных представителей других видов — по крайней мере, других млекопитающих».

 

С точки зрения физических характеристик очаровательному существу обычно присущи округлые формы, крупная по сравнению с телом голова, маленькие челюсти, большие глаза и пухлые щеки. Поведение его включает неуклюжие движения вроде неуверенной или утиной походки, а также выражение какой-либо потребности, например, выпрашивание еды и плач. Согласно известному зоологу XX века Конраду Лоренцу (Konrad Lorenz), такие типично «младенческие» черты (Kindchenschema) пробуждают во взрослых врожденные родительские инстинкты, вызывая чувство привязанности и желание заботиться об уязвимом малыше.

 

25572c.jpg

Очарованность детьми и детенышами

 

Принцип «гештальта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инстинкт заботы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверх-нормальные стимулы

Но что стимулирует такое заботливое поведение? Мы ведь не путаем щенков с людьми, и сомнительно, чтобы взрослые смотрели на детенышей животных и думали о привлекательности их большого черепа, — во всякой случае, если они это и делают, то неосознанно. Опознавая нечто как ребенка, мозг, вероятно, объединяет индивидуальные черты в целостный образ, создающий общее впечатление, — психологи называют это «гештальтом». Но часто стимулом становятся именно индивидуальные черты, а не гештальт.

 

«Стимул пробуждает инстинкт, заставляющий животное отвечать заботой, вставать в оборонительную позицию или выражать сексуальную заинтересованность, — говорит Баррет. — Любой животный инстинкт обладает определенными характеристиками, не всегда представляющими собой сложный гештальт. Это не гештальт ребенка вашего вида. Стимулом может оказаться величина глаз или еще какая-то черта — самые простые вещи».

 

Друг Лоренца Нико Тинберген (Niko Tinbergen), также биолог, высказал идею, что индивидуальные составляющие очарования могут стимулировать инстинкт заботы еще сильнее, если находятся вне своей обычной среды. За новаторскую работу в области поведения животных Лоренц и Тинберген получили в 1973 году Нобелевскую премию совместно с Карлом фон Фришем (Karl Ritter von Frisch).

b_330_210_16777215_0_0_images_world_24zz.jpg

 

Забота о животных в неволе

 

Во время одного из экспериментов Тинберген изготовил яйца из гипса и показал, что певчие птицы, которые обычно откладывают маленькие бледно-голубые яйца в серую крапинку, предпочитают сидеть на гигантских ярко-синих яйцах с черными точками. Поддельные яйца могли быть в несколько раз больше настоящих, некоторые были настолько велики, что взрослые птицы постоянно скатывались с них и залезали обратно. Это исследование показало, что так называемые сверхнормальные стимулы — включая те, что усиливают инстинкт заботы, — могут временами вызывать более сильный отклик, чем нормальные стимулы.

 

Этот эффект может объяснить, почему некоторые люди любят животных и при этом не любят человеческих детей. Казалось бы, большинство взрослых должно предпочитать занятия с детьми дружбе с домашними животными. Но дело в том, что общение с детьми отягощено заботами и обязанностями — необходимо присматривать за ними, пока они не вырастут достаточно, чтобы покинуть дом. «Безоговорочно очаровательным может стать лишь нечто, способное вызывать наш отклик на внешнее очарование, не пробуждая другие человеческие инстинкты», — поясняет Баррет.

 

[ Выживает очаровательный

 

Как животные эволюционировали в домашних любимцев

 

Как работает эволюция?

b_300_169_16777215_0_0_images_world_faktor-pljushevosti-8.jpgПоявление определенных физических характеристик объясняется эволюцией процесса внутриутробного развития, определившей последовательность появления тех или иных черт. Вариации контролирующего это генетического кода могут создавать бесконечное число новых форм, отбирая самые успешные.

 

«Эволюция не только создает новое, она также играет с уже имеющимся, — объясняет д-р Кен Макнамара (Ken McNamara), палеобиолог из Кембриджского университета. — Признаки можно тасовать, обеспечивая вариации исходного материала». Изменение времени и скорости развития может заставить части тела расти быстрее или быть короче. Уменьшив срок внутриутробного развития, получаем новорожденного с симпатичной большой головой, как у эмбриона.

 

Почему появляются привлекательные черты?

b_180_270_16777215_0_0_images_world_19zz.jpgПризнаки, отвечающие за привлекательность, отбираются эволюционно, потому что обладающие ими животные лучше выживают. Но само появление этих признаков зависит от имеющихся ресурсов (в частности способа получать питательные вещества). Детеныши млекопитающих рождаются с небольшим и очень миленьким ротиком, приспособленным к сосанию материнской груди.

 

Большая круглая голова взрослых коал и гигантских панд (черта, которую находят привлекательной, потому что она напоминает новорожденного ребенка) — это тоже результат естественного отбора, сделавшего выбор в пользу челюстей, позволявших животным жевать жесткие растения.

 

Когда впервые появились признаки очаровательности?

Если определять ее как то, что включает инстинкт заботы, такие признаки были уже во времена динозавров. У большинства ящеров взрослые черты развивались быстро, чтобы защищать себя в раннем возрасте. Но некоторые динозавры заботились о своих детенышах. Найдены окаменелые останки гнезда с яйцами Maiasaura возрастом 75 млн лет, а гнезда Massospondylus насчитывают и вовсе 190 млн лет. Но возраст очаровательных признаков вроде большого черепа еще больше. Биологи называют эти черты педоморфными признаками, или детоподобными формами. Макнамара считает, что даже у трилобитов (группа вымерших 500 млн лет назад морских членистоногих) на юношеской стадии развития были педоморфные признаки. ]

 

Как нас очаровывают

 

Придание неодушевленным предметам человеческие черты

b_650_253_16777215_0_0_images_world_3385686.jpg

 

Антро-поморфизм

 

 

 

 

 

 

 

Воздействие дизайна на психологию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксперимент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусственный отбор

Сверхнормальные стимулы могут помогать в продажах каких-либо товаров. Наш мозг привык выхватывать из окружающей действительности всё, что напоминает человеческое лицо, и это вносит свой вклад в антропоморфизм — склонность видеть человеческие качества в других живых существах и даже в неодушевленных объектах.

 

К примеру, фары VW Beetle напоминают глаза. «Когда люди видят переднюю часть машины, похожую на лицо, они уже не воспринимают это просто как предмет», — объясняет д-р Линда Мислер (Linda Miesler) из Цюрихского университета прикладных наук в Швейцарии. Мислер изучает воздействие дизайна продукта на психологию потребителя. Теперь, когда потребителей бомбардируют однотипными техническими характеристиками — больше мегапикселей, более быстрые процессоры, большая эффективность использования топлива, — производителям всё сложнее выделиться из общей массы. Поэтому специалисты по маркетингу стали придавать предметам человеческие черты, стремясь создать эмоциональную связь между потребителями и определенными продуктами. «Антропоморфизм создает у людей множество позитивных откликов, что и стараются использовать маркетологи», — утверждает д-р Мислер.

 

Она проверяла эмоциональную реакцию людей на машины, меняя их «черты лица»: фары (глаза), решетку радиатора (нос) и воздухозаборник (рот). Фотографии искажали, увеличивая эти «черты» на 20%, — достаточно сильно, чтобы изменение заметили, но недостаточно, чтобы его осознали. Затем участникам эксперимента показывали вперемешку исходные снимки и изображения «более милых» машин и просили оценить степень очарования. Мислер, прикрепив к лицам испытуемых электроды, фиксировала их эмоциональную реакцию. Активация «мышц улыбки» (щеки) и «мышцы морщин» (лоб) показывала, что люди реагируют более позитивно на машины с более милыми «лицами».

 

b_500_267_16777215_0_0_images_world_e2ftr.jpg

Старый Микки Маус (почти реалистичный) и современный (мультяшный)

 

Эволюционный биолог Стивен Джей Гулд (Stephen Jay Gould) написал целое эссе о нашей любви к милым чертам в окружающих нас вещах. Тот же ученый показал, как Микки Маус за 50 лет превратился из почти реалистичного грызуна в мультипликационную карикатуру. И хотя движущей силой атрибутов очарования является естественный отбор, человек время от времени добавляет сюда также и собственный искусственный отбор. Самый очевидный тому пример — одомашнивание собак, которые, вероятно, были выведены из волков, чье поведение было дружелюбным, почти таким, как у домашних животных и детей.

 

Баррет полагает, что сверхнормальные стимулы ответственны за некоторые из проблем современного общества. Так, наша потребность в соли и сахаре становится причиной потребления огромного количества этих питательных веществ вместе с нездоровой калорийной пищей. На этом фоне сверхнормальный стимул очарования кажется совершенно безвредным. «Мы, может, и тратим деньги, время и ресурсы на мягкие игрушки и милые предметы, но эти последствия эксплуатации инстинкта заботы, ключевого для восприятия очарования, гораздо слабее [последствий чрезмерного потребления сахара и соли]».

 

Оборотная сторона медали

 

 

 

 

 

 

 

 

Феномен очарования влияет на поведение человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орбито-фронтальная кора мозга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очарование помогает выжить

Исследования феномена очарования имеют практическое значение для благополучия человека. Они могут пролить свет на то, что случается с инстинктом заботы, когда дети рождаются не такими милыми, как обычно. Например, с заячьей губой — это весьма распространенное нарушение (в Москве регистрируется примерно у каждого тысячного новорожденного), когда лицо не развивается должным образом, и под носом образуется расщелина.

 

Хотя этот дефект мало меняет черты лица, у него есть серьезные «побочные эффекты» — он связан с поведенческими, эмоциональными и когнитивными проблемами в детстве, а также с заниженной самооценкой в зрелом возрасте. Эти проблемы начинаются уже при рождении, поскольку родителям сложнее сформировать эмоциональную привязанность к своему ребенку. Во время исследования, проведенного нейробиологами из Оксфордского университета (Великобритания) и Орхусского университета (Дания), взрослым людям показывали фотографии обычных детей и тех, кто родился с заячьей губой, и говорили, что они могут менять время просмотра фотографии, нажимая кнопки. Оказалось, что люди меньше смотрели на детей с заячьей губой. Это вызывает предположение, что сравнительно небольшие различия в степени физического очарования могут иметь огромное воздействие на поведение родителей.

 

«Даже легкое изменение типичного облика ребенка может существенным образом сказаться на вашей заботе о нем, — отмечает профессор Мортен Крингельбах (Morten Kringelbach), руководивший исследованием. — С чисто медицинской точки зрения мы можем помочь родителям научиться игнорировать эту черту, использовать свои когнитивные способности, чтобы реагировать на ребенка обычным образом, даже если у него заячья губа». (В настоящее время, впрочем, этот дефект легко исправляется с помощью косметической хирургии).

 

Орбитофронтальная кора человеческого мозга

b_220_210_16777215_0_0_images_world_4316052923_2f4434cc53.jpgВо время другого эксперимента Крингельбаха испытуемые смотрели на фотографии, а ученые в это время с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии определяли, какая зона мозга активируется при взгляде на ребенка, но не активируется при взгляде на взрослого. Эта зона — орбитофронтальная кора — активируется невероятно быстро, в течение 0,13 секунды, — даже быстрее, чем части мозга, ответственные за опознавание лиц. «Это происходит настолько быстро, что практически не осознается, — словно ваш мозг запрограммировал вас на заботу о детях», — утверждает Крингельбах. Так что, похоже, наша слабость к очаровательному «вмонтирована» в мозг. И поскольку орбитофронтальная кора развивается в первые 20 лет жизни, нервные цепи, видимо, при обучении укрепляются. Значит, можно восстановить необходимые связи, если правильный отклик на физические характеристики ребенка отсутствует (как бывает при послеродовой депрессии).

 

Визуальный образ — не единственное, что вызывает желание заботиться. Группа Крингельбаха также обнаружила, что взрослые лучше справляются с Whac-A-Mole (аркадной игрой, требующей быстрой реакции), когда послушают записи с детским плачем. Крингельбах предположил, что детский плач может использоваться в качестве «легального допинга» для увеличения быстродействия в спорте: «Представьте, что за 100 м до финиша вы слышите детский плач и ваш темп резко возрастает».

 

Будь то милое лицо или назойливые звуки, все стимулы, активизирующие инстинкт заботы, представляют собой больше, чем простоb_220_165_16777215_0_0_images_world_10hgf.jpg факторы эстетической привлекательности. Милые черты можно считать хитрой стратегией, появившейся в процессе эволюции, чтобы поощрять взрослых заботиться о зверятах и тем самым помогать им выживать.

 

«Во многих отношениях "очарование" милых черт можно воспринимать как троянского коня, — считает Крингельбах. — Непонятно, почему они нам так нравятся, но мы ничего не можем с собой поделать».

 

 

Источник: журнал «BBC Наука в фокусе»

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ