Люди начинают осознавать, что для достижения успеха нужно нечто большее, чем умственное превосходство и техническое мастерство. Нам необходим еще один вид навыков, который позволит нам выживать — и, несомненно, процветать, — в вихре рынка труда будущего. Внутренние качества, такие, как гибкость, инициативность, оптимизм и адаптивность, сегодня приобретают новое значение. К таким выводам пришел Дениэл Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект на работе».
О книге |
Вышедшая в свет в 1995 году книга Дениэла Гоулма- на«Эмоциональный интеллект» стала неожиданным сюрпризом, разошедшимся по миру тиражом более пяти миллионов экземпляров. Вдохновением для работы Гоулмана послужила пара малоизвестных статей, написанных Джоном Мейером и Питером Саловеем, в которых проводилась взаимосвязь между эмоциями и интеллектом человека. Гоулман решил использовать свой талант журналиста (он сотрудничал с газетойTheNewYorkTimes)и собственные академические знания в области психологии (он получил в Гарварде докторскую степень по психологии), чтобы написать популярную работу на достаточно необычную тему. Хотя«Эмоциональный интеллект» привлек огромное число читателей, больше всего Гоулман был удивлен повышенным интересом, проявляемым к его работе со стороны делового мира. Многие люди обращались к нему, рассказывая истории из жизни, основным лейтмотивом которых было следующее: «Я никогда не был лучшим учеником в университете, вообще был очень далек от этого, и вот сейчас управляю крупной компанией». Эмоциональный интеллект помог им понять, почему они смогли добиться больших успехов, в то время как их интеллектуально одаренные коллеги не очень хорошо справлялись со своей работой. Большинство работ по схожей тематике, выходящих вслед за бестселлерами, редко достигают высоких рейтингов продаж, однако книга«Эмоциональный интеллект на работе» является достойным продолжением своей предшественницы. Разделив книгу на пять частей, Гоулман определяет 25 видов «эмоциональной компетентности», которые и объясняют успехи и провалы нашей карьеры, а также подводят логическое обоснование под идею создания эмоционально-интеллектуальных компаний и организаций. |
Что хотят работодатели |
В самом начале книги Гоулман отмечает, насколько сильно изменились правила рынка труда. Перестали существовать гарантии занятости. В былые времена работа предоставлялась человеку в зависимости от его образования или технических навыков. Сегодня академические знания или технические способности являются лишь начальным требованием при приеме на работу. Помимо этогореальной «звездой» нас делает наличие в нас таких качеств,как гибкость, инициативность, оптимизм, приспособляемость к переменам и эмпатия. Очень немногие работодатели в качестве причины приема на работу называют «эмоциональный интеллект» человека, однако в конечном итоге именно он становится решающим фактором. Вместо этого всегда будут использоваться другие термины, например характер, личность, зрелость, комфортность в общении или стремление к совершенству. Гоулман определил причины, по которым эмоциональный интеллект настолько важен для компаний сегодня, что работодатели стремятся повысить его уровень среди своих работников: в мире конкурентоспособных отраслей промышленности развитие за счет новых продуктов имеет существенные ограничения. Компании сражаются не на уровне выпускаемой продукции и предлагаемых услуг, а в том, насколько хорошее применение они могут найти для своих работников. В условиях жесткой конкурентной среды именно эмоциональный интеллект помогает компаниям продвигаться вперед.
Гоулман приводит данные, полученные в результате исследования 120 компаний. Работников этих компаний попросили описать навыки и способности, которые помогали им достигать совершенства в своей работе: 67% этих способностей составляла эмоциональная компетентность. Другими словами, помимо IQили требований в области профессиональных знаний два из трех показателей относились к общим поведенческим навыкам человека. В частности, работодатели хотели, чтобы их работники обладали: * навыками слушания и общения; * умением приспособиться к изменениям и справиться с неудачами; * уверенностью, мотивацией, стремлением продвигаться по карьерной лестнице; * способностью работать совместно с другими и улаживать разногласия; * желанием внести свой вклад в дело или стать лидером.Гоулман приводит данные, полученные в результате исследования 120 компаний. Работников этих компаний попросили описать навыки и способности, которые помогали им достигать совершенства в своей работе: 67% этих способностей составляла эмоциональная компетентность. Другими словами, помимо IQили требований в области профессиональных знаний два из трех показателей относились к общим поведенческим навыкам человека. В частности, работодатели хотели, чтобы их работники обладали: * навыками слушания и общения; * умением приспособиться к изменениям и справиться с неудачами; * уверенностью, мотивацией, стремлением продвигаться по карьерной лестнице; * способностью работать совместно с другими и улаживать разногласия; * желанием внести свой вклад в дело или стать лидером. |
Насколько вы эмоционально компетентны? |
В 1973 году наставник Гоулмана Дэвид МакКлелланд опубликовал в журналеAmericanPsychologistизвестную статью, утверждающую, что традиционные академические и интеллектуальные тесты не могут достоверно отразить, насколько хорошо человек будет справляться со своей работой. Вместо этого люди должны проходить тесты, определяющие уровень их «компетентно- стей», играющих более важную роль в работе. Именно эта идея положила начало тестам на компетентности, широко используемые сегодня для выбора кандидатов или формирования рабочих команд. Эти тесты дополняют общепризнанные — на академические знания и технические навыки. Сегодня концепция МакКлелланда является практически общепринятой точкой зрения, но в те времена это, безусловно, был настоящий прорыв в своей области. Гоулман, взявший идею МакКлелланда за основу, расширил ее и предложил свою теорию 25 компетентностей человека, сосредотачивающихся вокруг пяти ключевых положений. Самосознание Анализ собственных чувств и способность использовать их как инструмент принятия наиболее верных решений. Знание собственных возможностей и недостатков. Ощущение, что мы можем справиться практически со всем.
Самоконтроль Проявление добросовестности и спокойное отношение к вознаграждениям в целях достижения обозначенных результатов. Способность восстанавливаться после эмоциональных стрессов и управлять собственными эмоциями. Мотивация Развитие и ориентированность на достижение целей, позволяющие отодвигать чувство разочарования и неудачи на второй план и оттачивать такие качества, как инициативность и упорство. Эмпатия Осознанное сопереживание мыслям и чувствам других людей, а также способность оказывать влияние на широкий круг людей. Навыки общения Поддержание близких личных взаимоотношений, а также ощущение самого себя как части общества и политики. Хорошее взаимодействие с людьми и способность к сотрудничеству ради достижения результатов.
Гоулман отмечает, что эмоциональный интеллект может вывести на совершенно иной уровень наши Технические навыки и позволить нам достичь небывалых результатов. Ученые хотят, чтобы весь мир знал 0 том, чем они занимаются. Программисты хотят, чтобы люди чувствовали, что они являются не обычной *техподдержкой», а что они ориентированы на оказание помощи и услуг. Большинство технических компаний держат штат хорошо оплачиваемых сотрудников, в основные задачи которых входит установление связей с клиентами и решение потенциальных проблем. Как правило, они настолько же умны и квалифицированны, как и рядовые работники компании, однако помимо всего прочего они наделены способностью слушать, оказывать влияние, мотивировать людей и добиваться с их стороны сотрудничества. Гоулман подчеркивает, что эмоциональный интеллект не сводится к тому, чтобы просто «быть милыми» или выражать свои чувства. Он заключается в том, чтобы научиться выражать эти чувства в правильный момент и в правильной форме, а также сопереживать другим людям и сотрудничать с ними. Коэффициент интеллекта, или IQ, отвечает за 25% результатов работы, утверждает Гоулман. Это означает, что оставшиеся 75% приходятся на совершенно иные факторы. Высокий уровень когнитивных способностей и IQценится в большинстве отраслей. Это относится и к базовым уровням знаний, умений или навыков. Однако именно эмоциональная и социальная компетентность отличает лидеров от рядового большинства. |
Что отличает лучших |
Гоулман отмечает, что чем выше пост, который мызанимаем к компании, тем больше эмоциональный интеллект определяет то, насколько успешно мы справляемся с работой. На самых высоких уровнях управления технические навыки утрачивают свою важность. Помимо очевидных факторов, таких как желание добиваться и способность управлять командой, важную роль играют следующие аспекты. * Способность к «масштабному» мышлению. Другими словами, способность точно очертить направления будущего развития, выделив их из совокупности текущей информации. * Политическая осведомленность, или знание о том, как определенные люди или группы людей влияют на остальных. * Уверенность. Психолог Альберт Бандура ввел понятие «самоэффективность», отражающее веру человека в собственный потенциал и эффективность действий. Одна только эта вера является прекрасным индикатором того, насколько успешны вы будете в построении карьеры. * Интуиция. Исследования, проводимые среди предпринимателей и высших должностных лиц компаний, выявили, что «сердцем» их процесса принятий решений является интуиция. Они должны предоставить логически обоснованные данные, чтобы убедить окружающих в правоте своих идей, но именно анализ на Уровне подсознания подводит их к принятию правильных решений.
Весьма поучительны также случаипровалов со стороны руководителей. В книге «Эмоциональный интеллект на работе» можно найти несколько историй, когда руководителей, занимающих достаточно высокие посты, увольняли или понижали в должности. Согласно «Принципу Питера», такие люди «поднимаются до уровня собственной некомпетентности» и больше не могут продвигаться вперед. Гоулман верит, что им не дают идти вперед недостатки, присутствующие в ключевых компетентностях эмоционального интеллекта. Они либо слишком непреклонные, неспособные или не стремящиеся к внедрению изменений или адаптации к ним, либо поддерживают слишком слабые взаимоотношения внутри организации, отталкивая от себя коллег. EgonZehnder— компания, занимающаяся подбором персонала на руководящие должности, обнаружила, что руководители, увольняемые с работы или понижаемые в должности, имеют достаточно высокий уровень IQи большой опыт работы, однако обладают рядом серьезных недостатков: высокомерием, нежеланием сотрудничать, неспособностью адекватно реагировать на перемены или слишком активным стремлением полагаться только на разум и логику. Напротив, наиболее успешные руководители сохраняют спокойствие в кризисные моменты, легко воспринимают критику, склонны к спонтанности и, по мнениюокружающих, проявляют повышенное вниманиекнуждам тех людей, кто работает с ними вместе. |
Заключительные комментарии |
Гоулман выявляет, возможно, самое важное различие между показателем IQи уровнем эмоционального интеллекта: если все мы появляемся на свет с определенным уровнем врожденного интеллекта, который сильно не меняется после достижения подросткового возраста, эмоциональный интеллект, в большей мере, являетсяприобретенным. Мы имеем возможность улучшить имеющиеся у нас способности управлять собственными импульсами и эмоциями, мотивировать себя и быть более осведомленными в социальном плане. Старомодными терминами, определяющими данный процесс, являются «характер» и «зрелость»; в отличие от врожденного интеллекта мы сами отвечаем за их развитие.
Вокруг концепции эмоционального интеллекта возникло значительное количество противоречий. Джон Мейер и Питер Саловей, психологи, которым принадлежит оригинальная идея эмоционального интеллекта, заявили, Гоулман отклоняется от того, что составляет эмоциональный интеллект в действительности (включая такие понятия как рвение, настойчивость, зрелость и характер), уходит намного глубже и искажает их первоначальное определение. Они также отметили свое настороженное отношение к тезису Гоулмана о том, что коэффициент эмоционального интеллекта (EQ) может предсказать Успех в работе. В ответ Гоулман приводит данные серьезных исследований по вопросам эмоциональной компетентности, проведенных 30 лет назад, а такжеисследования, включившие в себя более 500 различных организаций. Выводы этих исследований говорят о том, что IQуступает эмоциональному интеллекту в тех вопросах, когда речь заходит об успехах человека в работе. Было также множество дебатов относительно того, существует ли эмоциональный интеллект в принципе. Многие из его аспектов, по мнению некоторых исследователей, являются лишь отражением личности, другие психологи продолжают настаивать на том, что показатель IQостается единственным верным индикатором успеха в работе. Он утверждает, что все параметры являются равными по своей значимости (интеллект, опыт и образование) и что люди, которые умеют сотрудничать с другими, видеть дальше, сопереживать и осознавать собственные эмоции, смогут продвинуться намного выше по карьерной лестнице. Подобный тезис будет понятен всем, кто уже вышел на работу и понял, что способность «идти вперед» мало зависит от того, чему нас учили в университетах. Оставшиеся две трети книги«Эмоциональный интеллект на работе»просто дополняет то, что былосказано в ее первой части, однако читать реальные истории из корпоративной жизни, описываемые Гоулманом,очень интересно. Хотя ссылки и упоминания о компаниях, су шествовавших в конце 90-х годов прошлого столетня. рано или поздно неизбежно устареют, книга будет еще долго задавать тон — в том, как должны работать «эмоционально интеллектуальные» организации. Возможно, это изменит ваше представление о том, какой должна быть компания, где вы работаете. |
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя