Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

Искусство узоров на коврах: символика и значения

С незапамятных времен ковер олицетворяет магическое пространство дома, границы которого символически защищают и отделяют человеческий мир от окружающего Хаоса. Ковры связаны с множеством ритуалов, традиций и играют не последнюю роль в старинных сказках. В последних, ковер считался неким телепортом и мог перенести человека на дальние расстояния или в другие миры. Все мы с детства знаем о ковре самолете. 

Ковры встречались раньше практически в каждой квартире. Кто из нас не разглядывал витиеватый узор классического ковра перед сном? Но мало кто знает, что каждый из затейливых узоров имеет свою историю и несёт определённый посыл. Узоры ковра отнюдь не случайны, за ними стоят многовековая мудрость и традиции. Самые древние ковры были созданы в Персидской империи и Армении. Там ковроделие было широко распространенно и почитаемо. Армянские и персидские ковры на слуху и по сей день, и славятся качеством и роскошным внешним видом.

Персидские ковры

Родиной ковроткачества принято считать Персию. Персидские ковры производили на территории современного Ирана. Без ковра нельзя было представить ни один дом, а уровень благосостояния человека определялся их количеством и качеством. Та семья, которая не могла позволить себе устелить пол собственного дома достойными коврами, выглядела жалко в глазах соседей.

История древней Персии неразрывно связана с историей восточного ковра. Искусство ковроделия передавалось от поколения к поколению и считалось самой дорогой семейной ценностью. Также это был лучший подарок, демонстрирующий высшую степень уважения. Позже с приходом ислама, ковер стал важным религиозным атрибутом.

История сохранила для нас рассказ об одном из первых шедевров персидских мастеров - "Весеннем ковре" царя Хосрова I, сплетенном в VI веке. "Весенний ковер" был, без сомнения, самый дорогим ковром в истории. Размеры ковра были поистине гигантскими: 122 метра в длину, 30 метров в ширину, а весил он несколько тонн. Но самое потрясающее - узор этого ковра. Земля была вышита нитями из золота, вода - прозрачными драгоценными камнями. Цветы и плоды на деревьях были также из самоцветов. В середине седьмого века Персию захватили арабы, и "Весенний ковер" не пережил нашествия: завоеватели разрезали его и увезли из захваченной столицы по частям.

Общий сюжет узоров на классическом восточном ковре можно разделить на 5 групп:

  1. Медальон

Самые знакомые нам ковры. Центральная часть такого ковра украшена роскошным медальоном с затейливым рисунком. В традициях многих народов это символ солнца. Также есть мнение, что медальон выступал в роли «всевидящего ока», защищая всех домочадцев от сглаза.

  1. Авшан

Персидский стиль (в переводе - усеянный), представляющий собой россыпь мелких, средних или крупных растительных рисунков, соединенных в единую композицию.

  1. Хешти

Полотно делится на квадраты, которые украшены растительными рисунками или символическими узорами. Благодаря этому получаются необыкновенно выразительные и яркие дизайны, которые можно увидеть на иранских коврах ручной работы.

  1.  Гомбад

Гомбад (в переводе, купол дворца). Он немного похож на медальон, но имеет более острые формы. Необыкновенный элемент орнамента появился в древней Персии и символизирует возвышенность.

  1. Михраб

Михраб - обязательный элемент молитвенных ковров. Михраб направляет правоверных к Мекке, изображая нишу, вырезанную во внутренней стене каждой мечети - символ небесных врат, ведущих к знанию и Раю.

Как священное место, михраб нередко содержит в себе «Дерево жизни» или «Вазу бессмертия». Это символы плодородия и нескончаемого потока жизни, соединяющего подземный мир (мир магии), землю (мир людей) и божественное (ветви символизируют небо). С потолка арки часто свисает лампада - символ божественного света.

Символическое значение узоров

Животные

Херати – ромб, украшенный с каждой стороны зазубренными листьями, символизирующими рыбок. Персидская легенда говорит, что в полнолуние озерные рыбы поднимаются к поверхности, чтобы любоваться отражением луны в воде.

Орел - символ царской власти и мощи.

Павлин - ассоциация с Богом солнца, охранительный талисман.

Овцы, бараны - изображаются на коврах символом “S”, несут в себе память о кочевническом образе жизни.

Дракон - талисман. Изображается так же, как домашние животные, буквой “S”.

Петух - символ возрождения.

Лев - олицетворяет силу.

Пегас - символ мудрости.

С распространением ислама на Востоке изображение фигур живых существ исчезло с ковров. Остались исключительно растительные мотивы и арабская вязь.

Растительные образы

Деревья - обычно олицетворяли плодородие и превозносили воду, как источник жизни. Стилизованное дерево изображали геометрическим рисунком, напоминающим стрелу или якорь.

Гул - в переводе с персидского языка – цветок. Небольшой геометрический медальон в форме многоугольника или ромба, с разнообразными краями - стилизованная роза. В персидской культурной традиции роза символизирует жизнь – прекрасную, колючую и недолговечную.

Пальметта - цветочный орнамент, напоминающий бутон, образ пальмы с веерообразными листьями. Приоткрытая, расцветшая пальметта с короной многочисленных лепестков получила название «шах Аббаси» в честь шаха Аббаса Первого Великого, в период правления которого в конце 16 века появился этот узор.

Мина кхани  – четыре круглых цветка, сгруппированные в ромб и соединенные друг с другом посредством побегов. Внутри ромба – другой цветок. Повторенный по всему полю ковра, орнамент образует подобие цветущей сетки. Символизирует Дом: «Мina»- женское имя, «khani» – дом.

Бута - в переводе с персидского - лист. На языке ковроткачества бута интерпретируется как капля воды, несущая жизнь в пустыне.

Религиозные символы

Чи  – «ожерелье облаков», узор из узких, волнистых лент. Часто используется на кромке ковров - с символическим значением небесной защиты божественного центрального поля.

Картуш – парафраз Корана. Священные письмена Корана в обрамлении многоугольников с прямыми и закругленными краями - непременный атрибут украшения мусульманского дома.

Изображениерук– «руки Фатимы», дочери Мухаммеда. Пять пальцев руки, согласно Корану, символизируют пять членов семейства пророка Мухаммеда. Вторая же рука символизирует пять принципов ислама - исповедание, молитву, паломничество, постоянство и милосердие.

Эслим или арабеска - спиралевидные бесконечные линии, украшенные цветами и листьями.

Армянские ковры

Армянские ковры представляют собой не меньшую ценность. Самым старым ковром, сохранившимся до наших дней, является Пазырык, созданный с 5 по 3 век до н.э. Он был найден в Сибири и сейчас находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ковер удивительно хорошо сохранился, так как был заморожен во льдах Алтая. Ученые до сих пор спорят о происхождении этого ковра, армянский или персидский. Однако на территории Армении был найден ковер с похожим орнаментом.

Ковры в Армении считались необходимостью во всех традиционных армянских домах и использовались для покрытия полов, украшения стен. Коврами покрывали диваны, сундуки, сиденья и кровати. До сих пор ковры часто служат завесами дверных проёмов, ризниц и алтарей в храмах, ими покрывают сами алтари в церквях. На коврах вышивали портреты умерших родных в знак уважения. 

Армянские ковры всегда были высоко оценены. Стены и этажи дворца арабских халифов были покрыты армянскими коврами, любимая жена халифа Харуна аль-Рашида сидела на «армянском ковре», все остальные жены — на «армянских подушках». В наши дни изготовление ковров в Армении продолжает оставаться популярным.

Армянские ковры — это уникальные «тексты». Дизайн армянских ковров очень разнообразен. Орнаменты отражают традиции, ритуалы и веру Армении.

Самыми распространенными сюжетами ковроткачества Средневековья считались:

Драконские ковры (на армянском – вишапагор). На них были изображены драконы, древо жизни, птица Феникс, треугольные орнаменты, зазубренные бриллианты и символы вечности.

Орлиные ковры (на армянском – арцваггор) с символическим изображением орлов.

Змеиные ковры (на армянском – озагорг). Они были с изображениями змей.

Более современные армянские ковры выглядели немного иначе. Их основная структура была разделена на медальоны, которые могли иметь различные формы.

Центральная часть содержала много дополнительных стилизованных элементов: кресты, птиц и змей в сочетании с символами, означающими вечный круг жизни, такими, как солнечные знаки, бесчисленные типы гнезд, древо жизни, домашние животных, всадники и пешеходы.

Наиболее популярные символы:

Колесо вечности – этот символ можно встретить на многих армянских коврах. Он состоит из восьми изогнутых крыльев и по форме очень похож на Солнце. Считается, что эти крылья символизируют восемь армянских богов в языческий период.

Крест – Армения была первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии в 301 г. н.э. Именно поэтому символ креста довольно популярен среди украшений армянских ковров.

Вишапагорг (ковер Дракона) – один из самых распространенных видов армянских ковров. Традиция использования символов дракона в ковре восходит к 2-3 тысячелетию до нашей эры. Имея в своих домах "вишапагорги", армяне верили, что они защищены от зла, так как уже победили дракона.

Квадрат – этот символ воплощает четыре части света.

Армянские письма – на некоторых традиционных армянских коврах есть армянский алфавит ручной работы.

Мировое древо – знак сакрального центра мира.

Узоры на коврах обладают глубокой символической значимостью и отражают культурные ценности и переживания разных народов. Они служат не только декоративным элементом, но и являются источником истории, традиций и верований. Знание значений узоров на коврах помогает нам лучше понять и уважать культурное мировое наследие разных народов и учит вкладывать смысл , несущий созидание и радость.

 

 

По материалам открытых источников

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены