Эйфелева башня — символ Парижа. Это одна из самых узнаваемых архитектурных достопримечательностей. Названа так в честь главного конструктора Гюстава Эйфеля.
Башня была построена к Всемирной парижской выставке 1889 года как временное сооружение, служившее входной аркой. Сегодня Эйфелеву башню называют самой посещаемой платной и самой фотографируемой достопримечательностью мира.
История создания
Все началось с архитектурного конкурса, приуроченного Всемирной выставке 1889 года, которая должна была проходить в Париже. Городская администрация обратилась к известным французским инженерам с предложением создать сооружение, демонстрирующее инженерные и технологические достижения страны.
Бюро Гюстава Эйфеля откликнулось на данное предложение. У самого Эйфеля готовой идеи не было, но в отложенных проектах, он нашёл эскиз высотной башни его сотрудника Мориса Кёшлена. Дорабатывал проект другой сотрудник – Эмиль Нугье. Когда все было готово, чертежи 300-метровой железной башни были отправлены на конкурс.
Конкурс архитектурных и инженерных проектов, которые должны были определить облик будущей Всемирной выставки, стартовал 1 мая 1886 года. В конкурсе приняли участие 107 претендентов, большинство из которых в той или иной степени повторяло проект башни, предложенный Эйфелем.
Проект Эйфеля стал одним из четырёх победителей, и тогда инженер внес в него окончательные изменения, найдя компромисс между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции Нугье и Кёшлена и декоративным вариантом. Чтобы башня отвечала вкусам требовательной парижской публики, архитектору Стефану Совестру было поручено поработать над её художественным обликом. Он предложил обшить цокольные опоры башни камнем, связать её опоры и площадку первого этажа с помощью величественных арок, которые стали бы одновременно главным входом на выставку, разместить на этажах башни просторные застеклённые залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать разнообразные декоративные элементы для её украшения.
Завоевав первую премию конкурса, Гюстав Эйфель получает совместный со своими сотрудниками патент на проект, а впоследствии выкупает у них исключительное право.
В январе 1887 года Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн золотых франков, составившую 25 % всех расходов на строительство башни. 31 декабря 1888 года с целью привлечения недостающих средств создаётся акционерное общество с уставным фондом 5 млн франков. Половина этой суммы — средства, внесённые тремя банками, вторая половина — личные средства самого Эйфеля.
Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн франков. Башня окупилась за период работы выставки, а её последующая эксплуатация оказалась весьма доходным бизнесом.
Строительство
Строительные работы в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней (с 28 января 1887 года по 31 марта 1889 года) выполняли 300 рабочих. Всего было 18 038 металлических детали, для сборки которых использовали 2,5 млн заклёпок. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров.
Чтобы закончить башню в назначенный срок, Эйфель применял, большей частью, заранее изготовленные части. Отверстия для заклёпок были просверлены в намеченных местах уже заранее, и две трети всех заклёпок были заранее установлены. Ни одна из заготовленных балок не весила больше 3 тонн, что очень облегчало поднятие металлических частей на предусмотренные места. Вначале применялись высокие краны, а когда конструкция переросла их по высоте, работу подхватили специально сконструированные Эйфелем мобильные краны. Они двигались по рельсам, проложенным для будущих лифтов.
При устройстве котлованов для опор башни, из-за близости реки Сены, Эйфель прибегнул к методу, который он ввёл при строительстве мостов. В каждом из 16 кессонов фундамента находилось рабочее пространство, в которое накачивался под давлением воздух. Из-за повышенного давления туда не могла просочиться грунтовая вода, и рабочие могли осуществлять выемку и перемещение грунта без помех.
Одной из самых сложных проблем для Эйфеля стала первая платформа. Массивные деревянные леса должны были удерживать 4 наклонные опоры и огромные балки первой платформы. Четыре наклонные опоры покоились на наполненных песком металлических цилиндрах. Песок можно было постепенно выпускать и, таким образом, устанавливать опоры под правильным наклоном. Дополнительные гидравлические подъёмники в фундаментах опор давали возможность заключительной регулировки положения четырёх наклонных опор, которые, таким образом, можно было точно подогнать к железной арматуре первой платформы.
Как только платформа легла строго горизонтально, она была прикреплена к наклонным опорам, а подъёмники были удалены. Затем строительство продолжилось уже на самой башне. Работа продвигалась медленно, но непрерывно. Она вызывала у парижан, видевших растущую в небо башню, удивление и восхищение.
Вместе со своими инженерами — специалистами по мостостроению, Эйфель занимался расчётами силы ветра, хорошо понимая, что если они строят самое высокое сооружение в мире, то прежде всего должны убедиться в его устойчивости к ветровым нагрузкам, искривление четырех внешних краев монумента продиктовано и математическими расчётами, и эстетическими соображениями. Видимо, поэтому Эйфелева башня не сильно страдает от ветра. Даже самый сильный, случившийся в Париже (примерно 180 км/ч), отклонил верхушку башни лишь на 12 см. Значительно сильнее на неё действует Солнце: солнечная сторона башни расширяется от жары так, что верхушка отклоняется в сторону на 18 см.
Хочется отметить тот факт, что возведение башни требовало особого внимания к вопросам безопасности беспрерывных работ, что и стало наибольшей заботой Эйфеля. На протяжении строительных работ не было ни одного несчастного случая со смертельным исходом, что являлось значительным достижением для того времени.
Параметры и внешний вид Эйфелевой башни
Первоначально Эйфелева башня возвышалась на 300,65 м над уровнем земли. Высота вместе с новой антенной составляет 330 метров (2022 год). Масса металлической конструкции — около 7300 тонн. На башню ведут лестницы – 1792 ступени и лифты.
На протяжении более чем 40 лет Эйфелева башня была высочайшим сооружением в мире, в 2 раза выше самых высоких зданий мира того времени — пирамиды Хеопса (146,6 м), Кёльнского (157 м) и Ульмского (161 м) соборов, — пока в 1930 году её не превзошёл Крайслер Билдинг в Нью-Йорке.
За время существования Эйфелевой башни цвет её покраски неоднократно изменялся от жёлтого до красно-коричневого. Последние десятилетия её неизменно красят в так называемый коричневый-эйфелевый — официально запатентованный цвет, близкий к естественному оттенку бронзы. «Железная дама» противостоит разрушающему действию времени благодаря 57 тоннам краски, которую необходимо обновлять каждые 7 лет.
В октябре 1898 года Эжен Дюкрете провёл первый сеанс телеграфной связи между Эйфелевой башней и Пантеоном, расстояние между которыми 4 км. В 1903 году генерал Феррье, пионер в области беспроволочного телеграфа, применил её для своих экспериментов. Так случилось, что башню оставили сначала для военных целей.
С 1906 года на башне постоянно размещена радиостанция. В 1907 году на втором этаже башни были установлены шестиметровые электрические часы по проекту российского инженера Ромейко-Гурко.
Ещё при строительстве на третьем ярусе башни была создана метеорологическая лаборатория. В 1908 году на её базе была организована первая высотная метеорологическая лаборатория. Она существовала в течение длительного времени и за время её работы был накоплен существенный массив статистических данных.
Критика
Творческая интеллигенция Франции была возмущена дерзким проектом Эйфеля, и, начиная с самого начала строительства, посылала в мэрию Парижа требования прекратить постройку башни. Писатели и художники опасались, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города, нарушать неповторимый стиль столицы, складывавшийся на протяжении веков.
Известно, что в 1887 году 300 писателей и художников направили протест в адрес муниципалитета, характеризуя конструкцию как «бесполезную и чудовищную», как «смехотворную башню, доминирующую над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба».
Существует исторический анекдот, что писатель Уильям Моррис или Ги де Мопассан регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни. На вопрос, зачем он это делает, если башня ему не по душе, писатель отвечал: «Это единственное место во всём огромном Париже, откуда её не видно».
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя