Один из старейших театров кукол России был открыт в 1934 году – это Татарский государственный театр кукол «Әкият». Казанский театр кукол имеет богатую и насыщенную историю жизни, и сегодня продолжает стремиться к совершенству, открывает новые горизонты кукольного искусства, продолжает достигать значимых творческих успехов.
Зарождение
За два года до открытия Первого государственного театра кукол в Казани уже существовали самодеятельные группы: Татарский театр детской эстрады и Русский театр кукол. Работали они при Центральном доме пионеров. Тогда репертуар состоял из таких известных пьес как: «Петрушка-беспризорник», «Петрушка-иностранец», «Запрещенный попугай», «Поросенок в ванне», «Джим и Доллар» и многих других.
После того, как был открыт театр в 1934 году, к нему стали присоединяться молодые актеры из ТРАМов, драматических театров, агитбригад и из Казанского театрального техникума. Эта молодая команда стала сильной и прогрессивной, показала зрителю интереснейшие спектакли: «Братья Монголфье», «Каштанка», «Гусенок», «Кошка и Лешка», «Три подружки».
На Всесоюзном смотре кукольных театров СССР с 15 по 24 декабря 1937 года, который проходил в Государственном Академическом Центральном театре кукол им. С.В.Образцова, среди участников были отмечены работы казанских кукловодов.
С конца 1930-х годов театр был расположен в здании Купеческого собрания, соседствуя с Театром Юного зрителя. В это время активно развивались постановки на татарском языке: «Камыр-батыр», «Шурале», «Камал бабай әкиятләре», «Тапкыр егет». Но особой популярностью пользовались спектакли, где впервые использовались тростевые куклы: «Кошкин дом», «Чудесный Айтуган», «Кисекбаш», «Волшебная лампа Аладдина». Лучшими спектаклями того времени, по мнению театральной общественности, считались «Хуҗа Насретдин» и «Черевички».
Татарский кукольный театр активно развивался и это давало свои плоды. Поэтому результат не заставил себя долго ждать, и уже в 1946 году на Всероссийском конкурсе детских театров, постановки казанского кукольного театра были отмечены и получили призовые места, а актёры, художники и режиссеры были отмечены дипломами и премиями.
Военное время
Сложнейший период Казанского театра кукол пришелся на военное время. Не все художественные планы и задумки были осуществлены в связи с тем, что, труппа практически на протяжении всего военного времени находилась в поездках: выступления на сборных пунктах, обслуживание эвакуированных детей, гастроли по районам республики; все это было сделано бескорыстно, для того, что бы поддержать людей, их моральный дух в непростое время. Тогда театральный репертуар пополнился военными пьесами: «Боевой Петрушка», «Петрушка на крыше», «Нәфрәт чәчәкләре»(Цветы ненависти) и другими.
Новая страница в жизни театра (1960-1970-е годы)
В 1959 году открывается новая страница в жизни театра: он приобретает свой первый «дом» - это отдельное здание на пересечении улиц Свердлова и Луковского (сегодня это улицы Туфана Миннуллина и Петербургская). Открытие театра состоялось 10 марта, в этот день в театре состоялась премьера: «Буратино». В эти годы на его сцене были также поставлены: «Чертова мельница», «Хәйләкәр Таҗи», «Тормыш чәчәге», «Красная шапочка».
В 1960-е годы в связи с началом серьезных перемен в жизни и в искусстве, настает переходный этап и для театра кукол в Казани. Постепенно уходит господство человекоподобных кукол, характерное для 1950-х годов, а репертуар начинает приобретать все более философско-гуманистическое содержание. Начинается сотрудничество с театром Наби Даули, пьеса-сказка «Бәхет җыры» которого в 1962 году на Всероссийском смотре детских театров была удостоена Диплома I степени, как лучший спектакль и лучшая режиссерская работа.
Значительно увеличивается количество пьес для взрослого зрителя. Помимо «Смелой сказки» на сцене идут: «Божественная комедия», «Сукыр патша».
В 1966 году в Казанском театральном училище открывается отделение - «Актёр театра кукол». Так решился вопрос о профессиональной подготовке кадров.
Совершенно изменил представление о детской драматургии спектакль «Маленький принц» в 1968 году. Текст его имел метафорическое звучание, а а сама постановка представляется особым поэтическим языком. Маленький принц остаётся в памяти, как одна из лучших актёрских работ этого периода.
«Новое мышление» (1970-1980-е годы)
Период 70-80-х годов связан с переходом на новое мышление. Это связано с переходом от закрытых форм к открытой сцене. Всё реже на сцене кукольного театра появляется классическая ширма. Наступает эпоха игрового начала в кукольном искусстве.
В 1974 году театр вступает в Международный союз театров кукол. Это позволило дать мощный толчок творческому росту и выходу на международную арену. В это время ставятся спектакли: «Энҗеле үрдәк», «Таксёнок Випс», «Ай, да Мыцык!», «Русалочка» и другие. Союз единомышленников - автора, режиссера, художника, композитора и актеров, складывается в работе над спектаклем «Глаза змеи». В конце семидесятых была возобновлена в новой режиссерской редакции «Смелая сказка».
С театром сотрудничали известные композиторы республики, они создавали для спектаклей оригинальную музыку. Для продвижения к открытой форме и появлению новой драматургии для театра кукол, приглашались поэты.
В начале 80-х годов немного был потерян энтузиазм, в театре ощущается некоторая растерянность в выборе сюжетов и в постановочных методах. Но несмотря на это осуществляются постановки спектаклей «Теремок», «Винни-Пух и все, все, все…». Вновь появляется на сцене знаменитый «Гусенок». С большим удовольствием, актеры возвращаются к лягушкам, мышатам, ежикам. Высокую оценку получает спектакль «Пушок-волшебник». В репертуаре театра появляются адаптации популярных комедий из репертуара драматического театра, такие как - «Диләфрүзгә дүрт кияү». Особым интересом у зрителей пользуются: «Петр I и солдат», «Звёздочка-ромашка», «Носорог и жирафа», «Золушка».
«Смена поколений» и «ИМЯ» (1990-е годы)
В 90-х годах сменяется весь состав, в нем участвуют ведущие силы театра уже этого времени. Это приход очередной достойной актёрской смены, которая активно вливается в творческий процесс.
С 1998 года казанский театр переименован в Татарский государственный театр кукол «Әкият», что в переводе с татарского языка означает – Сказка. Символом и эмблемой театра стала Жар-птица.
Благодаря взаимодействию руководства театра и Казанского государственного университета культуры и искусств, стало возможным готовить специалистов с высшим образованием. В поиске зрителя, репертуар приобретает насыщенный характер спектаклей в различных жанрах. Спектакль «Гасырдан озын бу көн…» отражает дух нового времени, взывает к человеческой памяти. Реалистичный взгляд на мир и на природу человеческих отношений характерен для спектаклей 90-х годов – «Невеста падишаха», «Прыгающая принцесса», «Җен кызы», «Морозко», «Цыганы». Популярен среди зрителей спектакль «Гуси-лебеди», кроме того, он стал участником множества международных фестивалей, обладателем дипломов и персональных наград. Долгие годы особый интерес у школьного зрителя вызывает спектакль о детстве великого татарского поэта, публициста Габдулы Тукая – «Волшебные сны Апуша».
Театр становится всё популярнее не только в России, но и за рубежом. Принимает участие в Международных фестивалях во Франции, Германии, Турции, Болгарии, Финляндии, Румынии, Украине, Республике Беларусь.
Новый «ДОМ» театра кукол
В 2012 году театр кукол «ЭКИЯТ» открыл двери своего нового «дома». 1 марта состоялась торжественная церемония открытия нового сказочного здания Татарского государственного театра кукол «Әкият».
Сегодня казанский кукольный театр широко известен и популярен во всем мире. На его сценах проводятся спектакли – участников Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз», Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло». С 2013 года проходит Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest».
23 апреля 2014 года здесь был открыт музей. Работая над повышением мастерства и качества специалистов в области театра кукол, театр проводит ежегодно лабораторию «Экият-lab». Приглашаются известные деятели в этой области – ведущие режиссеры, художники, педагоги и другие театральные специалисты.
Экият проводит обменные гастроли со многими известными коллективами России: из Москвы, Омска, Нижнего Новгорода, Улан-Удэ, Оренбурга, Уфы, Белгорода, Саранска, Кирова, Тулы, Набережных Челнов, Липецка, Ульяновска, Тольятти, Южно-Сахалинска, Курска, Магнитогорска, Кемерово, Хабаровска.
Театр активно участвует не только в различных российских фестивалях, но и является участником международных, которые проходят в Турции, Республике Азербайджан, Казахстане, Таджикистане, Туркменистане, где не остается незамеченным, а завоевывает внимание иностранных зрителей и дипломы в различных номинациях. В 2022 году спектакль «Адәмнәр» был удостоен пяти номинаций Национальной театральной премии «Золотая маска», так же участвует в фестивальной программе показов в Москве.
Продолжает формироваться интересный репертуар для взрослого зрителя. Основу для новых постановок, составляют современные темы, актуальные для всех возрастных групп. Среди них спектакли: «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Сказка о царе Салтане», «Хаврошечка», «Маугли», «Әлдермештән Әлмәндәр», «Ночь перед Рождеством», «Страна чудес Алисы», «Ханума». На этом этапе происходит зарождение особенного понимания театра кукол «Экият», как театра «думающего», с особой философией и со своим оригинальным почерком.
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя