Наверх

МКДЦ

Партнерский проект

Заведующий отделением эндоскопии, заслуженный врач РТ, к.м.н. Ильяс Маратович Сайфутдинов принял участие во Всероссийском образовательном проекте с серией обучающих фильмов «Анатомия папиллотомии», где  представил собственный уникальный авторский способ лечения холедохолитиаза.

– Ильяс Маратович, расскажите, где проходило мероприятие и кто в нем участвовал.

Мероприятие прошло в Москве, куда были приглашены ведущие специалисты–эксперты в области оперативной эндоскопии гепатобилиарной области из г. Москвы, Санкт-Петербурга,  Краснодара и  Казани. Мне посчастливилось участвовать в  нем благодаря приглашению организатора проекта – Михаила Сергеевича Бурдюкова, д.м.н. руководителя центра эндохирургии Евроонко, доцента кафедры эндоскопии ГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, врача-эндоскописта эндоскопического отделения ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, председателя Ассоциации врачей-экспертов качества медицинской помощи г. Москвы.

 

b_600_450_16777215_0_0_images_icdc_2022_1.jpg

 

Какие цели преследовал данный проект?

– Проект был задуман с целью трансляции знаний и опыта в проведении эндоскопических операций в сложной и специфичной анатомической области желудочно-кишечного тракта, какой является большой дуоденальный сосочек. Это критическая зона, своего рода «игольное ушко» нашего так называемого эндоскопического ретроградного доступа вжелчные протоки и главный панкреатический проток.

Почему данному анатомическому образованию уделяется большое внимание?

– Прежде всего, это связано с тем, что, используя операционный доступ через столь малую анатомическую структуру, мы добиваемся удивительных и эффективных результатов.  Без интубационного наркоза, без большого разреза на животе, без характерных для открытой хирургии серьезных осложнений. Особенно если речь идет о больных с клиникой механической желтухи и холангита.

Вы сейчас говорите о новом направлении в медицине?

– Думаю, корректно это трактовать как совершенствование направления – эндоскопического ретроградного лечения патологии панкреатобилиарной области. Всё-таки с момента первого выполнения эндоскопического разреза вышеупомянутого сосочка – папиллосфинктеротомии, выполненной в одно время тремя врачами M. Classen, L. Demling (Германия) и  K. Kawai  (Япония)  – прошло уже 49 лет и за это время достигнуты революционные достижения.

Тогда почему Вы акцентируете внимание на данной теме, если уже достигнуты впечатляющие  результаты?

– В этом контексте всегда воспоминается утверждение, прозвучавшее из уст ведущего специалиста в этой области P.B. Cotton еще в 1994 году: «Паппиллосфинктеротомия является наиболее опасной среди вмешательств, выполняемых эндоскопистами». Проблема  остается злободневной и в настоящее время. Очевидные достоинства эндоскопических методов лечения патологии желчевыводящих протоков не должны формировать иллюзию простоты. Эндоскопические операции – те же самые хирургические операции, и они имеют «свой» процент грозных осложнений, таких как панкреонекроз, забрюшинная флегмона, острый холангит, массивные кровотечения. Данные ранние послеоперационные  осложнения остаются на постоянном высоком уровне и наблюдаются в диапазоне от 2 до 20% с угрозой летального исхода до 2%.

Вы выступали с авторским способом лечения холедохолитиаза. Что он собой представляет?

– Если кратко, то это способ лечения, который разбит на этапы, и в каждом из них используются оперативные методики в строгой последовательности и с новыми подходами «технического» исполнения, которые имеют как научно-практическое, так и клиническое обоснование. Данные изобретения защищены двумя патентами РФ в 2018 и 2022 годах. Ожидаем получение третьего патента по данной теме в 2022 году.

Чем он принципиально отличается от известных стандартных методов лечения?

– Начну с того, что приведу слова основателя отечественной клапанной хирургии Якова Давидовича Витебского: «Хирургия становится более физиологичной благодаря новым подходам в диагностике и лечении». Я бы продолжил: «…благодаря современной аппаратуре, технологиям, расходным материалам и инструментам». Мы должны пытаться находить новые решения, которые будут эффективными в краткосрочной и долгосрочной перспективе». Таким образом, подвожу к тому, что, накопив определенный опыт  в выполнении операций, ты, как врач, испытываешь неудовлетворенность стандартным подходом. При этом на разных этапах становления специалиста  причины этого могут быть разными, но именно они являются мотивацией к эволюции развития технологий. Есть такой метод тайм-менеджмента – матрица Эйзенхауэра – помогающий расставлять приоритеты: в первую очередь делать важное и не тратить время на ненужное. Именно это и произошло в нашей работе.

Как Вы продумывали и обосновывали для себя именно такой авторский способ лечения?

– Данный подход родился не сразу. Для этого систематически выполнялся анализ результатов эндопапиллярных операций в различные периоды деятельности. Оценивали, как та или иная внедренная нами методика влияла на те или иные статистические показатели, которые были выбраны нами в качестве основных критериев. Так, анализ проведенных нами эндопапиллярных операций у пациентов с холедохолитиазом показал, что одной из ведущих причин ранних послеоперационных осложнений  стал традиционный одноэтапный подход с традиционным проведением папиллосфинктеротомии и литокэстракции, который характеризовался высоким риском развития интра- и ранних послеоперационных осложнений и как следствие увеличением сроков госпитализации. Кроме того, данный подход не подразумевал профилактику поздних осложнений, так как ориентирован на выполнение только одной задачи –литоэкстракции. 

Мы же изменили стратегию и усовершенствовали подход к лечению пациентов с холедохолитиазом. Если на этапе освоения  эндопапиллярных операций  первоочередной задачей также являлась одноэтапная литоэкстракция, то потом, естественным образом, произошла последовательная смена приоритетов. Акцент на первом этапе мы уже делали одновременно на профилактику как ранних, так и поздних послеоперационных осложнений. А точнее на изначальное планирование физиологичных сфинктеросохраняющих операций с возможностью управления процессом лечения, особенно в раннем послеоперационном периоде. Как видите, изречение Я.Д. Витебского проходит красной нитью через всю нашу многолетнюю деятельность.

 

b_600_372_16777215_0_0_images_icdc_2022_2.jpg

 

Есть ли ключевые показатели, которые демонстрируют преимущества Вашего метода над традиционным подходом и которыми Вы могли бы поделиться?

– По многим критериям авторский способ имеет статистически значимое, а значит неоспоримое преимущество перед традиционным способом, в том числе по частоте ранних послеоперационных осложнений.  Для того, чтобы лучше понять существенное различие по данному показателю между способами, представим следующую картину. Вы сделали операцию, которая, на ваш взгляд, прошла «без сучка и задоринки», преисполнены радостью от проделанной работы, но… осложнение в виде острого постманипуляционного панкреатита с лечением в условиях реанимации вводит вас, как исполнителя, в ступор. Казалось бы, вы выполнили все действия, расписанные в «чек-листе» стандартного способа лечения, но не смогли предотвратить осложнение. Это происходит раз, потом происходит второй раз. Вас уже данная проблема не отпускает. Вы уже испытываете значительное беспокойство даже от хорошо выполненной работы. Вам, наверное, будет интересно узнать: «Почему же так происходит?».

Думаю, Вы сами ответите на этот вопрос.

– Конечно. Дело в том, что главным преимуществом разработанного авторского способа, в отличие от традиционного, является управление процессом лечения на всех его этапах.  Мы добились не только снижения количественного – 14-кратного снижения ранних послеоперационных осложнений – но и качественного показателя. Развивающиеся острые панкреатиты стали протекать исключительно в легкой степени, не требующих больших финансовых затрат со стороны клиники и психоэмоциональных издержек со стороны специалиста. Есть от этого еще какая-то польза? Да. Это означает, Вы не стагнируете, а продолжаете развиваться как специалист. Конечно, у меня нет цели занизить эффективность традиционного подхода, он хорош в руках опытного специалиста, который знает наперед различные решения возможных осложнений. Такой опыт бесценен. 

На что еще направлены Ваши изобретения и какие преимущества достигаются их использованием? 

– Изобретения в нашей работе – это успешная попытка обеспечить комплексное решение нескольких практических задач. Могу с полной ответственностью сказать, что заявленные задачи решаются с прогнозируемым высоким клиническим эффектом. Несомненно, изобретения – это техническая реализация творческого потенциала, как квинтессенция постоянно обновляемых, на протяжении 15 лет деятельности, практических технологий, подкрепленных теоретическими знаниями и… бережным отношением к столь «интимной» анатомической структуре человека, каким является БДС. Объективности ради хочу отметить, что внимание и интерес к сфинктеросохраняющим операциям зародился не сразу, но именно они привнесли полноценное удовлетворение от конечного результата. Такого ощущения не было при традиционном подходе. Он также повышает персональную ответственность врача за общий результат. Метод эстетичен в исполнении, хотя и требует больше времени и терпения при его освоении.

Какой вопрос на съемках фильма вызвал наибольший интерес?

– Так как вопросы по большей части имели научно-прикладное значение,  выделю вопрос, который завершал интервью. Он касался моего мнения по поводу совета для молодых эндоскопистов: следует ли им пройти путь от традиционного сформированного годами представления о том, как выполнять операцию через осложнения или следует сразу применять мою концепцию выполнения сфинктерсохраняющей операции. Дословно ответ не помню, но основной посыл был следующим. Конечно, у каждого врача есть свои учителя, подходы к лечению, но ни один из них не дает полной гарантии от неудачи даже для опытного специалиста. Грозные и фатальные осложнения могут кардинально повлиять на деятельность врача в условиях современного неблагоприятного правового поля. Разработанный нами авторский способ лечения холедохолитиаза позволяет решить основные задачи: предотвратить развитие осложнений и обеспечить хорошие результаты. С «высоты своего врачебного опыта» однозначно выбрал бы авторский способ лечения. И надо помнить, что в настоящее время эндоскопия, как хирургическая специальность становится еще более малоинвазивной и физиологичной с акцентом на органосохраняющие методы лечения.

 

Приглашаем подробнее ознакомиться с проектом обучающих видео по эндоскопии на Youtube-канале «BMS-Endoscopy»

Серия с участием Ильяса Маратовича по ссылке

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ