Наверх

ИЗБРАННОЕ

35245.jpg

 

 

Молодые таланты

 

 

 

 

 

Часовое искусство

Большинство этих часовщиков, как и их марки, действительно молоды. Часовые дома с многолетней историей иногда посматривают на них свысока. Но среди них есть таланты, которые уже заставили часовое сообщество себя уважать.

 

Им приходится изобретать нестандартные способы организации компании. Глянцевые журналы пишут о них нечасто, зато специалисты обсуждают каждую новинку, захлебываясь от восторга или негодования. Независимые часовщики делают то, что считают нужным, невзирая на рекомендации маркетологов. Иногда именно это приводит к успеху. Некоторые работают совершенно самостоятельно, другие входят в международное сообщество AHCI — Академию независимых часовых мастеров. Но всеми ими движет желание заниматься часовым искусством, а не индустриальным производством.

 

 

 

Максими-лиан Бюссер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основание собствен-ного бренда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллектив «на год»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часы «Машина времени»

 

Максимилиан Бюссер

maximilian_busser.jpgПервым, кто заставил широкую публику интересоваться именами часовщиков, а не только брендом, был Максимилиан Бюссер. Возглавляя в начале 2000-х часовое подразделение Harry Winston, он придумал и реализовал амбициозный проект Opus: для создания часов каждый год приглашались новые люди, «широко известные в узких кругах». Благодаря Бюссеру часы обрели лицо в буквальном смысле. Вопрос «кто сделал?» постепенно стал хорошим тоном.

 

Сам Бюссер построил нетрадиционную карьеру в весьма традиционной сфере бизнеса. «В детстве я хотел стать автомобильным дизайнером, — рассказывает он. — Я бредил машинами и поступил в инженерную школу в Лозанне, где с ужасом понял, что ненавижу автомобильный дизайн». Он изучал микротехнологии, потом занимался маркетингом в Jaeger-LeCoultre. В 31 год неожиданно для самого себя он прошел конкурс на должность СЕО часового подразделения Harry Winston, которое было в полном упадке. За семь лет работы ему удалось в девять раз увеличить оборот и заработать репутацию руководителя с фантастическим чутьем. Но чем больше становилась компания, тем меньше Бюссеру нравилось этим заниматься. В 2005 году он покинул престижное место и основал собственный бренд MB&F (Maximilian Büsser & Friends).

 

MB&F "НМ №4 Thunderbolt": Очертания модели отсылают к мируhm4_face_1.jpg авиации, на «фюзеляже» — шутливое изображение ангела

 

Костяк компании — несколько человек. Остальных Бюссер набирает для работы над одним проектом. Он говорит, что MB&F — не бренд, а идея: собрать команду лучших часовщиков, дизайнеров, инженеров и каждый год предлагать рынку что-то необычное. То, что коллектив собирается и распадается, сохраняет его креативность. Создавая часы, команда опирается не на мнение фокус-групп, а на собственные идеи. По словам Бюссера, работа «от желаний клиентов» убыточна изначально: так можно лишь улучшить уже созданное, но не создать принципиально новое. Стратегия MB&F — каждый год делать одну модель, выпуск которой рассчитан на три года. «Если с одними часами что-то пошло не так, у меня в работе находится еще двое, которые не позволят мне обанкротиться», — объясняет Бюссер.

 

3301dd.jpgMB&F "Legacy machine №1": В «Исторической машине №1» балансовое колесо перенесено на самое видное место (вверху)

 

«Машины времени» Бюссера (Horological Machine) похожи скорее на авангардные кинетические скульптуры. Но в этом году он представил Legacy Machine №1 в непривычном для себя классическом круглом корпусе, доверив воплотить идею часовщикам Жан-Франсуа Можону и Кари Вутилайнену. Он называет эти трехмерные часы «своим путешествием в XIX век». Балансовое колесо, вынесенное на видное место, Бюссер сравнивает с постоянно бьющимся сердцем человека. Не часы, а «горящее сердце Данко».

 

 

 

 

Стивен Хольцман

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Секретные окна» в часах

 

Стивен Хольцман и его часы "Maitres du temps charter three reveal": Нажатие кнопки — секретные окна открываются, второе нажатие — исчезают

2211551.jpg

 

Похожим образом организовал работу в компании "Maîtres du Temps" («Повелители времени») Стивен Хольцман. Он собирает сообщество талантливых часовщиков для разработки сложнейших моделей. Четверть века Хольцман работал часовым дилером, а в 2006 году пригласил для работы над первым проектом своей собственной компании сразу трех известных мастеров — Кристофа Кларе, Питера Спик-Марина и Роже Дюбуи. Над моделью этого года "Chapter Three Reveal" работали Андреас Штрелер и уже упоминавшийся Кари Вутилайнен. Она выглядит обманчиво просто, но в «секретных окнах» скрыты фирменные указатели-роллеры («день/ночь» и вторая часовая зона). Это сделано для того, чтобы не перегружать информацией элегантный циферблат. «Я показываю независимым часовщикам, чего можно добиться совместными усилиями. Смешивая таланты разных мастеров, я воплощаю свою мечту», — признается Стивен Хольцман.

 

 

 

 

 

 

Кристоф Кларе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксклюзи-вные механизмы Кристофа Кларе

 

 

 

 

 

 

 

 

Часы «казино в миниатюре»

 

11114.jpg

Кристоф Кларе и его часы Christophe Claret "Baccara": Казино в миниатюре: баккара, кости и рулетка на обратной стороне. Необычные визуальные и звуковые эффекты

 

Кредо Кристофа Кларе — «в часовом деле все уже изобретено, но все еще можно изобрести заново». По окончании Высшей школы часового дела в Женеве, где его наставником был Роже Дюбуи, Кристоф Кларе открыл мастерскую по реставрации старинных часов. С 1987 года он делал эксклюзивные механизмы для престижных марок (таких как Ulysse Nardin), а также выпускал часы под собственным именем, выполняя специальные заказы коллекционеров.

 

Сегодня часы Christophe Claret — это сверхсложные «игрушки для больших мальчиков». В прошлогодней модели "21 Blackjack" он реализовал совершенно новый подход к часовому искусству — создал интерактивные часы, «казино в миниатюре». В этом году линия продолжена моделью Baccara. Она дает возможность поиграть в баккара (на лицевой стороне автоматически раздаются карты игроку и крупье), в кости (кубики — на отметке «4 часа») и рулетку (ротор на обратной стороне). Игра сопровождается звуковыми и визуальными эффектами. А если подуть на сапфировое стекло, под ним проявляется загадочный иероглиф — китайское пожелание удачи. При этом Baccara ничуть не уступает другим часам в своей главной функции — точно показывать время.

 

 

 

 

 

 

Франсуа-Поль Журн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реверанс XVIII веку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверхлегкие часы

 

Франсуа-Поль Журн

timthumb.jpgФрансуа-Поль Журн — многократный победитель главного часового конкурса "Grand Prix de Geneve". Считается живым классиком. Известен механизмами с чрезвычайно сложными функциями, которые просты в использовании, и прекрасно звучащими репетирами. Журн считает, что даже изощренные усложнения должны быть интуитивно понятными в использовании.

 

С 1999 года, когда появилась его собственная марка F.P. Journe, Журн помечает свои творения латинским девизом «Invenit et Fecit» («изобрел и сделал») — реверанс XVIII веку когда так заявляли о подлинности и оригинальности работы. Классические по виду часы Журна не спутаешь с другими: смещенные циферблаты, стрелки особой формы, лаконичная цветовая гамма.

 

F.P.Journe

54654.jpg
 

"Centigraphe sport": Сверхлегкие механические часы впервые в истории сделаны из

алюминия (механизм, корпус, браслет) и весят всего 55 г

 

Одно из последних достижений — минутный репетир [прим.ред. Репетир — механизм боя в механических часах] "Souveraine" с самым тонким (4 мм) и легким (67 г) механизмом среди себе подобных. Он похож на обычные наручные часы, несмотря на наличие столь сложной функции. Репетир фактически переизобретен заново, а его корпус сделан из стали, что весьма необычно для часов такого класса. Нестандартный материал использован и в хронографе "Centigraphe Sport": это авиационный алюминий. Можно долго рассуждать о технических достоинствах этой модели, однако в первую очередь поражает ее вес — 55 г вместе с браслетом, из которых 12 г приходится на механизм.

 

 

 

 

Феликс Баумгартнер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трехмерная «сателлитная индикация» в часах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для любителей инноваций

 

felix.jpg

Феликс Баумгартнер

 
Компанию Urwerk основали в середине 1990-х потомственный часовщик Феликс Баумгартнер и дизайнер Мартин Фрай. Баумгартнер, которому сейчас 37 лет, вспоминает, что в юности ясная профессиональная перспектива погружала его в депрессию: «Я каждый день видел работу, которая делалась без изменений на протяжении 150 лет. Все мое будущее было в прошлом! И мой друг, художник Мартин Фрай, сказал мне: бросай эти классические усложнения, надо изобрести новый способ показывать время».

 

"Urwerk UR-1001 Zeit device": Сразу два сателлитных индикатора (часы-минуты и календарь), измерение времени от секунд до тысячелетия; карманная модель (внизу)

 

images.jpg

В первую очередь нужно было избавить часы от стрелок. Так была придумана трехмерная «сателлитная индикация», работающая по принципу движения планет в солнечной системе. На трехпалой конструкции вращаются три кубика-сателлита с четырьмя цифрами на каждой грани: цифра показывает час. Из кубика, в свою очередь, выдвигается телескопическая стрелка, указывающая минуты. «Каждый сателлит оснащен механизмом, регулирующим длину стрелки: она всегда соответствует форме корпуса», — объясняет Баумгартнер сложность механизма.

 

Для него развитие часового искусства важнее, чем финансовая прибыль. Он заявляет, что не станет заниматься маркетингом, потому что он часовщик. И он не хочет работать в штате крупной компании, «потому что вас автоматически начинают контролировать, а мне это не надо». На вопрос о причинах, заставляющих клиентов покупать его часы, похожие на космические корабли, Баумгартнер отвечает: «Они любят инновации, сумасшедшие механизмы, новую эстетику. Если бы им это было не нужно, они пользовались бы айфоном, где куча всяких наворотов». Кстати, первым покупателем новой модели UR-1001 Zeit Device оказался россиянин.

 

 

 

Бернхард Ледерер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часы, посвященные полету Гагарина

 

3565.jpg

Бернхард Ледерер и "BLU Gagarin Tourbillion": Каретка турбийона совершает полный оборот вокруг циферблата за 108 минут – время полета Гагарина

 

До того как открыть собственную мастерскую, Бернхард Ледерер учился часовому делу в Дюссельдорфе и реставрировал старинные часы в Вуппертале. В 2000 году он перенес свое производство в швейцарский Невшатель и основал там компанию BLU ("Bernhard Lederer Universe" — «Вселенная Бернхарда Ледерера»), Ледерер называет свою марку "source du temps" — «источник времени». По его убеждению, в области часового искусства нельзя показывать время обычным способом, иначе осознание того, что время попросту уходит, не позволит владельцу часов оценить его магическое очарование без сожаления.

 

"Gagarin Tourbillon" посвящен 50-летию полета в космос Юрия Гагарина. Орбитальный турбийон не только вращается вокруг своей оси (1 оборот за 60 секунд), но и совершает полный круг над циферблатом, двигаясь против часовой стрелки. На это у него уходит 108 минут, то время, которое длился полет Гагарина на космическом корабле «Восток». Рассматривая циферблат часов через встроенное увеличительное стекло, зрители как будто следят за полетом головной капсулы «Востока».

 

 

 

 

 

Константин Чайкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часы-загадка

Mystery

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часы «Луноход»

 

 

 

 

 

 

 

Дальнейшие перспективы

Константин Чайкин

3224.jpgВ России живет единственный часовщик, признанный в международном сообществе и состоящий в AHCI. При этом 37-летний Константин Чайкин — фактически самоучка. Начав с ремонта и реставрации, Чайкин уже больше 10 лет конструирует и производит на своей питерской мануфактуре уникальные часы с изобретенными им же самим усложнениями. Особенно известны его часы-календари: еврейский Decalogue, идущий против часовой стрелки, «Хиджра» с мусульманским исчислением времени, астрономические часы «Воскресение» с православным календарем.

 

Konstantin Chaykin "Mystery": Абсолютно прозрачные часы сkonstantin-chaykin-mystery-watch.jpg«парящими» стрелками, механизм под ободком

 

На последней выставке в Базеле Чайкин представил механические часы-загадку Mystery: модель с абсолютно прозрачным циферблатом, в центре которого непостижимым образом парят две стрелки. До этого похожая идея была воплощена в электромеханических часах марки Quinting, но ведь у Чайкина — чистая механика. Механизм, обычно занимающий все внутреннее пространство корпуса, надо было куда-то спрятать: в Mystery он расположен под ободком. Чайкин также модифицировал свой знаменитый «Луноход» с реалистичной индикацией фаз Луны. Теперь механизм облачен не в булатный, а в золотой корпус, минутная стрелка стала ретроградной, а Луну олицетворяет крупная жемчужина.

 

img_503666.jpgKonstantin Chaykin "Lunokhod Prime": Функциональный элемент указателя фаз Луны – натуральная жемчужина

 

«Мне всегда было интересно не повторять чужой опыт, а делать что-то, что не встречается в других часах. Это не просто красивые вещи, это совершенно новый изобретательский уровень», — говорит Константин. Создание сложных часов — трудоемкая сфера, требующая серьезных временных и финансовых затрат, специальных знаний и умения работать руками. Чтобы увеличить выпуск часов, сейчас Чайкин при поддержке концерна «Ника» строит собственное производство в Москве. Будем надеяться, что эту затею удастся осуществить и мир будет больше знать про «хитрых разумом Невтонов», которых продолжает «российская земля рождать».

 

 

Источник: журнал «Forbes Life»

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены