Наверх

ИЗБРАННОЕ

2014-07-22-1.jpg


(Часть 1)

На всех пяти континентах есть особые места, где законы глобализации и прогресса теряют свою, казалось бы, безграничную силу. Здесь, на границах прошлого, настоящего и будущего живут люди, благодаря которым сохраняются традиции народов мира с их верованиями, способами выживания и приспособления к окружающей среде. Культура, отличная от привычной нам, охраняется от чрезмерного воздействия глобализации.

 

Культура народов – источник неповторимости и уникальности

Что такое культура? Антрополог Альберто Сальса предлагает следующее определение: способ, с помощью которого человек, принадлежащий к какой-либо группе, выживает и решает насущные проблемы с использованием системы знаний и ценностей, типичной для общества, в котором он живет.

Организация материальной жизни, добывание средств к существованию, изменение стиля жизни в зависимости от времени года, эталоны понятия красоты – именно эти особенности делают каждый народ неповторимым и уникальным. Поэтому они стали центральным ядром повествования о народах мира.

                  Европа 
Бретонцы: сохранение  обычаев на «краю земли»

Еще несколько десятилетий назад в отдаленных районах Бретани долгими зимними вечерами семьи собирались вокруг очага, чтобы послушать старинные легенды о героях древности. Кельтская традиция сказительства пронесла через столетия циклы легенд и эпические рассказы, такие, как история Тристана и Изольды, короля Артура и Мерлина. Penty– типичный бретонский дом из камня, с единственной комнатой, поделенной на кухонную часть, каминную с деревянными лавками для вечерних семейных собраний и спальню, где койки были прикреплены прямо к стенам. 

 

2014-07-22-2.jpg

 

Среди важных и особенных праздников – pardon- паломничество к святым местам, которое до сих пор заканчивается традиционными развлечениями – бретонской борьбой, танцами, музыкой, корнуолльским гавотом. Мастера вышивки проводят собственный фестиваль в Пон-л`Аббе, на котором выбирают «королеву». Символика вышивок до сих пор остается предметом споров.

В департаменте Финистер (в переводе – «край земли») находятся несколько обществ, которые поставили себе задачу изучения и развития разговорного бретонского языка, обычаев, музыки, религиозных церемоний и народных праздников. 

 

2014-07-22-4.jpg

Вальсер: жизнь в ритме времен года

Германский народ, вышедшей из древней Швабии (ныне Бавария), ныне населяет территории Италии, Швейцарии и Австрии. Эти люди жили самодостаточными сообществами, выращивая ячмень, бобовые, рожь, разводя коз и овец, от которых они получали сыр, жир, масло, шерсть и кожу. Эту продукцию выменивали на инструменты, вино и соль. Жизнь их подчинялась ритму времен года: в мае они выгоняли стада на горные пастбища, а в октябре спускались с ними вниз на зиму. 

 

2014-07-22-5.jpg

 

В горной местности, простирающейся на сотни километров от долин Монте Роза до Форарльберга в Австрии, насчитывается около 150 общин вальсер. В долинах дома маленьких деревень стоят, тесно прижавшись друг к другу, а жители совместно пользуются большой печью, источником и прессом для оливок. Типичные дома вальсер построены с использованием опор и балок из пихты и лиственницы на каменной кладке. Большое помещение на первом этаже в прежние времена использовалось как хлев, кухня и кладовая для сельхозорудий. На верхних этажах находились летние спальни, комната для ткачества и кладовая для хранения продуктов и сена.

 

Естественное следствие прогресса – исчезновение традиционных занятий. Но осознание ценности традиций ведет к тому, что все большее число людей стремится сохранить знания, накопленные веками. Методы местной разновидности шитья сегодня преподают в специальных школах и отражают стремление вальсер сохранить свои традиции.

Сардиния: здесь время течет по-особенному

Животноводство – традиционное занятие в культуре Сардинии. В прошлом пастухи перегоняли стада коз, овец и крупного рогатого скота, уходя далеко от дома и останавливаясь на ночь в pinnette–подобие хижины с конической крышей на каменном основании. Сегодня они ездят в трейлерах, но образ скромного молчаливого сардинца-пастуха, подолгу живущего вдали от дома, практически не видя других людей, все еще сохраняется.

 

Архаические традиции прослеживаются во многих праздниках и торжествах. Одно из самых важных – Sartiglia– захватывающее конное состязание в Ористано. Оно организуется с XVIIв. ассоциациями фермеров и плотников, которые сегодня продолжают существовать только для этого. 

 

2014-07-22-6.jpg2014-07-22-7.jpg

 

Центральная фигура праздника – cumpunidori– всадник в маске. Это образ покровителя урожая и сезонного возрождения, от которого зависит вселенская гармония. Во время турнира ему предстоит верхом на лошади, скачущей галопом, на глазах у толпы подцепить мечом подвешенную металлическую звезду. Успеху или неудаче cumpunidoriпридается большое значение как предзнаменованию – хорошими или плохими будут грядущие месяцы.

 

Разнообразие традиционных костюмов на Сардинии необычайно: у каждой из 370 общин на острове свой собственный стиль и фасон. Более того, в отличие от континентальной Европы, где костюмы используют только во время религиозных торжеств и праздников, в некоторых частях Сардинии, например, в провинциях Ористано и Нуоро, старики, одетые в будни в традиционные одежды, - не редкость. 

 

2014-07-22-8.jpg

 

Время, кажется, течет медленнее на этом совершенно особенном острове. Этому способствуют разговоры о древних традициях (что само по себе - редкость) и возраст некоторых местных жителей. Многим из них более ста лет, и они являются объектом медицинских и научных исследований.

Свобода кочевой жизни

2014-07-22-9.jpg

 

Происходящие из Северной Индии, цыгане были изгнаны отсюда около XIв. до н.э., с введением кастовой системы. За много сотен миграционных лет, они прошли через Ближний Восток и Северную Африку, распространившись по Европе, Азии и, в конце XIXвека, на Американском континенте. Цыгане делятся на несколько этнических групп: кальдераш в Восточной Европе, мануши во Франции, гитанос в Андалусии и синти в Германии и Италии. 

 

2014-07-22-10.jpg2014-07-22-11.jpg

 

Их занятия типичны для кочевников: торговля животными, кузнечное дело, торговля вразнос, уличные выступления, музыка и гадание.

 

Основная общественная единица у цыган – большая семья. Внутри семьи существует четкое разделение ролей, при безоговорочном главенстве мужчины. Однако в некоторых аспектах повседневной жизни важна и роль женщины. Она принимает окончательные решения в вопросах воспитания детей, на нее возлагается ответственность за сохранение семьи, она вносит свой вклад в содержание семьи, занимаясь торговлей, гаданием и попрошайничеством. 

 

Многие цыганские общины из разных уголков мира собираются ежегодно в Сент-Мари-де-ла-Мер на юге Франции, чтобы принять участие в паломничестве в честь Сары Египетской, их покровительницы.

  Африка

Берберы: возрождение и сохранение культурных традиций 

Этот народ живет в Марокко, Мавритании, Мали, Нигере, Алжире, Тунисе, Ливии и Египте. Самые ранние сообщения о берберах указывают, что они подвергались влиянию финикийцев, карфагенян, греков, римлян, византийцев и арабов, но их точное происхождение неизвестно. По этой причине берберы считаются африканскими аборигенами.

 

2014-07-22-12.jpg

 

Не в силах противостоять многочисленным захватам и арабизации своей культуры, берберы сумели сохранить специфические культурные особенности в своем жизненном укладе, домостроительстве и ритуалах. Оседлые берберы занимаются сельским хозяйством и разведением коров, овец, мулов, лошадей и дромадеров (одногорбых верблюдов). Деревни берберов состоят из типичных средиземноморских домов с террасами. Обычно они укреплены башнями и стенами, сложенными из камня либо спресованной земли, а самый необычный архитектурный стиль проявляется в укрепленных городах-крепостях – касбах. 

 

2014-07-22-13.jpg2014-07-22-14.jpg

 

Важными товарами для берберов являются шерстяные ковры, вручную изготовленные женщинами, ткани и посуда, украшенные геометрическим орнаментом, изысканно декорированные металлические изделия, а также бронзовые и серебряные украшения с тонкой чеканкой. В последние годы внимание к культурному наследию берберов заметно возросло: туристическая индустрия Запада открыла себя «экзотичность» этих мест, предоставляя берберам, благодаря туризму, средства для экономического развития. Помимо этого, североафриканские государства, в которых живут берберы, пытаются возродить собственные культурные традиции, без которых невозможно укрепление национального самосознания. 

Ндебеле

2014-07-22-16.jpg2014-07-22-17.jpg

 

Народ ндебеле живет на западе Зимбабве и северо-востоке ЮАР. По данным последней переписи, численность колеблется от 1,5 до 2 миллионов человек – количество куда более обнадеживающее, нежели в начале 1980-х гг., когда их насчитывалось менее 800 тысяч. Такой рост населения особенно примечателен в связи с тяжелой историей ндебеле, отмеченной с начала XVIв. феодальными войнами, переселениями и миграциями, и достигшей печальной кульминации при завоевании бурами в конце XIXвека. Захват Южной Африки голландцами отнял у ндебеле их земли и вынудил работать в качестве рабов на фермах буров. После восстания, быстро подавленного англичанами, в 1896 году ндебеле сложили оружие и посвятили себя выращиванию скота и земледелию, в чем они на сегодняшний день превзошли многих. 

 

2014-07-22-18.jpg

 

Традиционные деревни ндебеле состоят из загона для скота в центре, вокруг которого строятся дома из кирпича. Самое примечательное в деревнях ндебеле – геометрические орнаменты ярких цветов, которые женщины наносят на стены домов и изгороди. 

 

2014-07-22-19.jpg

 

Вероятно, настенные рисунки происходят от более древней традиции украшения женской одежды: оба вида самовыражения используют абстрактные формы, симметрию, контрастные цвета и комбинации вертикальных, горизонтальных и диагональных линий. Оба вида искусства практикуются и передаются по наследству женщинами из поколения в поколение.

Особенность нарядов ндебеле в том, что они «растут» со своим владельцем – в них с течением времени постоянно добавляются новые детали, отражающие изменения в статусе человека. Замужние женщины отличаются от незамужних большим количество носимых колец и тщательнее отделанными нарядами. Можно сказать, что драгоценности и украшения женщины ндебеле собирают всю свою жизнь.

 

(Продолжение следует…)

Источник: Мирелла Феррера «Народы мира»

 

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены