Одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды были украшения. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.
Среди татарских украшений известны как женские, так и мужские. У мужчин в высшем сословии бытовали драгоценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире, что связано с общемусульманской традицией, когда состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений у его женщин.
Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию.
Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем.
Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой. Этот камень считался символом счастья и благодатной семейной жизни. Ее символика связана с древними восточными поверьями: будто бы бирюза - это кости давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека счастливым. Считалось, что она отражает состояние здоровья своего владельца.
Чулпы (Накосники) |
Среди головных украшений самое широкое распространение у всех этнотерриториальных, возрастных и социальных групп женщин имели чулпы (накосники).
Женское накосное украшение «чулпа» Казанская губерния. XIX век. Серебро, позолота, ювелирно-поделочный камень, зернь, скань. Они были чрезвычайно разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, по особенностям декоративно-художественного оформления и способам ношения.
Кроме многочисленных вариаций монетных накосников, широко бытовали накосники в виде фигурных блях преимущественно лопастной формы.
|
||||||||
Алка (серьги) |
Одним из наиболее архаичных и в то же время устойчиво сохраняющихся элементов в костюме татарок являются серьги. Впервые их надевали девочки в трех-четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости.
Серьги «Алкалар» XIX век Серебро, бирюза, позолота, скань ажурная, инкрустация Миндалевидные сканые серьги с подвесками (татар сыргасы) представляют собой этноспецифический элемент костюма казанских татар, хотя бытовали они практически повсеместно.
Серьги «Алкалар» XIX век Серебро, бирюза, стекло, литье, инкрустация |
||||||||
Шейные украшения |
Шейно-нагрудные украшения татарок, кроме декоративной функции, выполняли и утилитарную роль: скрепляли или прикрывали своими декоративными деталями традиционно глубокий разрез женской рубахи.
Воротниковая застежка «Яка каптырмасы» XIXвек. Серебро, позолота, сердолик, бирюза, чеканка, инкрустация
Например, воротниковые застежки «яка каптырмасы» состояли из двух пряжек-застежек.
Воротниковая застежка «Яка каптырмасы» XIXвек Серебро, позолота, скань, зернь Это, прежде всего, матерчатые нагрудники («изю»), отличающиеся по форме, декоративному убранству.
Женское нагрудное украшение «изю» Позументная лента, бархат, шелк, холст льняной, ювелирные бляхи, крой, шитье У казанских, сибирских, астраханских татар в высшем сословии, вероятно близком к ханскому окружению, бытовали драгоценные ювелирные аналоги подобным украшениям. Они выполнялись из чеканных позолоченных пластин в форме лунницы (айчык), инкрустировались драгоценными камнями и самоцветами.
Лунница (айчык) Особо эффектным и оригинальным шейно-нагрудным украшением казанских татарок, которое в XIX веке имело распространение и у других групп этноса, была воротниковая застежка с подвесками (яка чылбыры).
Женское шейно-нагрудное украшение «Яка чылбыры» XIXвек Серебро, топаз, бирюза, горный хрусталь, скань, литье Ожерелья («муенса»)бусы из бисера, монет, разноцветных камней.
Ожерелье «Муенса». Начало ХХ века Металл, серебро, стекло, ковка
Ожерелье «Муенса». Начало ХХ века Серебро, позолота, бирюза, скань Перевязи «хасите»–широкая матерчатая лента через правое плечо, сплошь унизанный металлическими украшениями, на котором висят: пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т. д. Первоначальное надевание перевязи связано с въездом молодой в дом мужа, предохраняя от недоброй силы и означал пожелание ей плодовитости и богатства.
Нагрудное украшение «Хаситэ» В силу своей самобытности, это украшение отмечается всеми авторами, которые хотя бы вскользь касались татарского костюма «Мещеряки... носят наподобие ленты через плечо широкую серебряными и местными наборцами выкладенную перевясь»,— писал И. Г. Георги.
Нагрудное украшение «Хаситэ» Серебро, хлопчатобумажная ткань, ювелирно-поделочный камень, горный хрусталь, перламутр
Нагрудное украшение «Хаситэ» Хлопчатобумажная ткань, позумент, стекло, бирюза, скань |
||||||||
«Коран савыты» (коранницы) |
Некоторые украшения сочетали в себе роль амулетов. К ним относятся коранницы – футляры для миниатюрных Коранов. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные.
Носились они чаще всего на цепочке на шее, как медальоны («Коран савыты»). Однако нередко коранницы прикреплялись к хасите – нагрудной перевязи.
Футляр для молитв «коранница» XIX век Серебро, позолота, ковка, скань, золочение |
||||||||
Белэзек (браслеты) |
Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. Этим объясняется огромное разнообразие их типов и приемов украшения: тончайшая золоченая филигрань, инкрустированная драгоценными камнями в высшем сословии и простенькие гравированные браслеты из низкопробного серебра у низших слоев. То же касается и перстней. «Собираясь же в гости, она унизывала ими едва ли не каждый палец»,— писал известный исследователь быта казанских татар К. Фукс.
Браслет «белэзек» XIX век Серебро, бирюза, гранат, позолота, скань инкрустация Браслеты делались сплошными или составными. Сплошные — это браслеты из единого фрагмента (дрота, пластины, проволоки). Они, как правило, были не сомкнутыми и надевались путем легкого разгибания.
Браслет «белэзек» XIX век Серебро, гравировка Составные — браслеты, состоящие из двух-трех и более фрагментов (пластин, монет, самоцветов и т. д.). Эти браслеты смыкались на руке в единое кольцо при помощи крючка и петли или специально изготовленной застежки.
Браслет «белэзек» XIX век Сердолик, серебро, бирюза, ковка, инкрустация По особенностям оформления основы различаются браслеты чеканные, гравированные, гравированные с чернением, инкрустированные самоцветами, с подвесками из монет, прикрепленных к центральной части основы.
Браслет «белэзек» XIX век Серебро, бирюза, сердолик, скань ажурная, стекло, зернь |
||||||||
«Балдак», «юзек» (перстни, кольца) |
Перстни – женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром.
Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца. Такие перстни служили печатью, подтверждающей личность. Встречались перстни с именем возлюбленного, или возлюбленной, с поэтическими словами или со священными именами.
|
||||||||
Бляхи |
Широко использовались ювелирные бляхи, являвшиеся составным элементом разнообразных татарских украшений. При изготовлении блях использовались почти все известные у татар технические приемы: плоская, бугорчатая и накладная скань, чеканка, литье.
Для украшения основы использовались гравировка, чернение, зернь, инкрустация драгоценными камнями. Значительная часть ювелирных блях служила не только украшениями, но и имела значение амулетов-оберегов. |
||||||||
Каптырма (застежки-пряжки) |
Каптырма – традиционное украшение в виде застёжки-пряжки из 2-3 блях с крючком и петлёй, с подвесками или без них. Каптырма служила для скрепления и украшения елянов, камзолов, являлась составной деталью браслетов, кашмау, кэмэров, ожерелий. В основном изготавливались из серебра. Бляхи имели прямоугольную, овальную, ромбовидную, листовидную, круглую или цветочных розеток формы.
Каптырму украшали растительным орнаментом, арабской вязью, боковыми фестонами, вставками из агата, жемчуга, сердолика, бирюзы, гранёного цветного стекла и др. Рисунок, кайма и фон выполнялись гравировкой, чеканкой, чернением, филигранью, штамповкой, серебрением или золочением.
Источник: «Сердечной тайны шелковый узор» |
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя