ИЗБРАННОЕ

2015-08-27-1.jpg

 


Одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды были украшения. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.

Среди татарских украшений известны как женские, так и мужские. У мужчин в высшем сословии бытовали драго­ценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире, что связано с общемусульманской традицией, когда состоя­тельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений у его женщин. 

 

2015-08-27-2.jpg

 

Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию.

Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем.

Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой. Этот камень считался символом счастья и благодатной семейной жизни. Ее символика связана с древними восточными поверьями: будто бы бирюза - это кости давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека счастливым. Считалось, что она отражает состояние здоровья своего владельца.

 

Чулпы (Накосники)

Среди головных украшений самое широкое распространение у всех этнотерриториальных, возрастных и социальных групп женщин имели чулпы (накосники).

 

2015-08-27-3.jpg

Женское накосное украшение «чулпа»

Казанская губерния. XIX век.

Серебро, позолота, ювелирно-поделочный камень, зернь, скань.

Они были чрезвычайно разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, по особенностям декоративно-художественного оформления и способам ношения.

 

2015-08-27-4.jpg 2015-08-27-5.jpg

Начало XX века

Металл белый, ювелирно-поделочный камень,

бирюза, хрусталь, скань.

Конец XIX– начало XX века

Металл, серебро,

сердолик, бирюза, скань

Кроме многочисленных вариаций монетных накосников, широко бытовали накосники в виде фигурных блях преимущественно лопастной формы.

 

2015-08-27-6.jpg 2015-08-27-7.jpg

Начало XX века

Металл, ювелирно-поделочный камень,

сердолик, бирюза, литье, скань.

Конец XIX– начало XXвека

Металл, серебро,

сердолик, бирюза, скань

 

Алка (серьги)

Одним из наиболее архаичных и в то же время устойчиво сохраняющихся элементов в костюме татарок являются серьги. Впервые их надевали девочки в трех-четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости.

 

2015-08-27-8.jpg

Серьги «Алкалар» XIX век

Серебро, бирюза, позолота, скань ажурная, инкрустация

Миндалевидные сканые серьги с подвесками (татар сыргасы) представляют собой этноспецифический элемент костюма казанских татар, хотя бытовали они практически повсеместно.

 

2015-08-27-9.jpg

Серьги «Алкалар» XIX век

Серебро, бирюза, стекло, литье, инкрустация

Шейные украшения

Шейно-нагрудные украшения татарок, кроме декоратив­ной функции, выполняли и утилитарную роль: скрепляли или прикрывали своими декоративными деталями тради­ционно глубокий разрез женской рубахи.

 

2015-08-27-91.jpg

Воротниковая застежка «Яка каптырмасы» XIXвек.

Серебро, позолота, сердолик, бирюза, чеканка, инкрустация

 

Например, воротниковые застежки «яка каптырмасы» состояли из двух пряжек-застежек.

 

2015-08-27-92.jpg

Воротниковая застежка «Яка каптырмасы» XIXвек

Серебро, позолота, скань, зернь

Это, прежде всего, матерчатые нагрудники («изю»), отличающиеся по форме, декоративному убранству.

 

2015-08-27-93.jpg

Женское нагрудное украшение «изю»

Позументная лента, бархат, шелк, холст льняной,

ювелирные бляхи, крой, шитье

У казанских, сибирских, астраханских татар в высшем сосло­вии, вероятно близком к ханскому окружению, бытовали драгоценные ювелирные аналоги подобным украшениям. Они выполнялись из чеканных позолоченных пластин в форме лунницы (айчык), инкрустировались драгоценными камнями и самоцветами.

 

2015-08-27-94.jpg

Лунница (айчык)

Особо эффектным и оригинальным шейно-нагрудным украшением казанских татарок, которое в XIX веке имело распространение и у других групп этноса, была воротниковая застежка с подвесками (яка чылбыры).

 

2015-08-27-95.jpg

Женское шейно-нагрудное украшение «Яка чылбыры» XIXвек

Серебро, топаз, бирюза, горный хрусталь, скань, литье

Ожерелья («муенса»)бусы из бисера, монет, разноцветных камней.

 

2015-08-27-96.jpg

Ожерелье «Муенса». Начало ХХ века

Металл, серебро, стекло, ковка

2015-08-27-97.jpg

Ожерелье «Муенса». Начало ХХ века

Серебро, позолота, бирюза, скань

Перевязи «хасите»–широкая матерчатая лента через правое плечо, сплошь унизанный металлическими украшениями, на котором висят: пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т. д. Первоначальное надевание перевязи связано с въездом молодой в дом мужа, предохраняя от недоброй силы и означал пожелание ей плодовитости и богатства.

 

2015-08-27-98.jpg

Нагрудное украшение «Хаситэ»

В силу своей самобыт­ности, это украшение отмечается всеми авторами, которые хотя бы вскользь касались татарского костюма «Мещеряки... носят наподобие ленты через плечо широкую серебряными и местными наборцами выкладенную перевясь»,— писал И. Г. Георги.

 

2015-08-27-99.jpg

Нагрудное украшение «Хаситэ»

Серебро, хлопчатобумажная ткань, ювелирно-поделочный камень,

горный хрусталь, перламутр

2015-08-27-991.jpg

Нагрудное украшение «Хаситэ»

Хлопчатобумажная ткань, позумент, стекло, бирюза, скань

«Коран савыты» (коранницы)

Некоторые украшения сочетали в себе роль амулетов. К ним относятся коранницы – футляры для миниатюрных Коранов. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные.

 

2015-08-27-992.jpg 2015-08-27-993.jpg

Футляр для молитв «коранница» XIX век

Серебро, позолота, зернь, филигрань

Футляр для молитв «коранница» XIXвек

Серебро, сердолик, бирюза

Носились они чаще всего на цепочке на шее, как медальоны («Коран савыты»). Однако нередко коранницы прикреплялись к хасите – нагрудной перевязи.

 

2015-08-27-994.jpg

Футляр для молитв «коранница» XIX век

Серебро, позолота, ковка, скань, золочение

Белэзек (браслеты)

Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. Этим объясняется огромное разнообразие их типов и приемов украшения: тончайшая золоченая фили­грань, инкрустированная драгоценными камнями в высшем сословии и простенькие гравированные браслеты из низко­пробного серебра у низших слоев. То же касается и перстней. «Собираясь же в гости, она унизывала ими едва ли не каж­дый палец»,— писал известный исследователь быта казан­ских татар К. Фукс.

 

2015-08-27-995.jpg

Браслет «белэзек» XIX век

Серебро, бирюза, гранат, позолота, скань инкрустация

Браслеты делались сплошными или составными. Сплошные — это браслеты из единого фрагмента (дрота, пластины, проволоки). Они, как правило, были не сомкнутыми и надевались путем легкого разгибания.

 

2015-08-27-996.jpg

Браслет «белэзек» XIX век

Серебро, гравировка

Составные — браслеты, состоящие из двух-трех и более фрагментов (пластин, монет, самоцветов и т. д.). Эти браслеты смыкались на руке в единое кольцо при помощи крючка и петли или специально изготовленной застежки.

 

2015-08-27-997.jpg

Браслет «белэзек» XIX век

Сердолик, серебро, бирюза, ковка, инкрустация

По особенностям оформления основы различаются браслеты чеканные, гравированные, гравированные с чернением, инкрустированные самоцветами, с подвесками из монет, прикрепленных к центральной части основы.

 

2015-08-27-998.jpg

Браслет «белэзек» XIX век

Серебро, бирюза, сердолик, скань ажурная, стекло, зернь

«Балдак», «юзек» (перстни, кольца)

Перстни –  женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром.

 

2015-08-27-999.jpg

Кольцо, начало ХХ века

Серебро, поделочный камень, ковка, инкрустация

Кольцо, конец XIX - начало ХХ века

Серебро, ковка, гравировка

Перстень, начало ХХ века

Металл белый, ювелирно-поделочный камень, гравировка

Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца. Такие перстни служили печатью, подтверждающей личность. Встречались перстни с именем возлюбленного, или возлюбленной, с поэтическими словами или со священными именами.

 

2015-08-27-9991.jpg 2015-08-27-9992.jpg

Кольцо-печать с именем «Тюклигул Халик

Габдемухаммад бин Хасан», 1768 год

Серебро, сердолик, ковка, гравировка, инкрустация

Перстень-печать с именем «Урги Нагли», XIX век

Серебро, сердолик, бирюза, ковка, гравировка, 

инкрустация

Бляхи

Широко использовались ювелирные бляхи, являвшиеся составным элементом разнообразных татарских украшений. При изготовлении блях использовались почти все известные у татар технические приемы: плоская, бугорчатая и накладная скань, чеканка, литье.

 

2015-08-27-9993.jpg 2015-08-27-9994.jpg

Бляха, XIX век

Серебро, бирюза, стекло, скань

Бляха, конец XIXв ека - начало XX века

Металл, аметист, топаз, скань

Для украшения основы использовались гравировка, чернение, зернь, инкрустация драгоценными камнями. Значительная часть ювелирных блях служила не только украшениями, но и имела значение амулетов-оберегов.

Каптырма (застежки-пряжки)

Каптырма – традиционное украшение в виде застёжки-пряжки из 2-3 блях с крючком и петлёй, с подвесками или без них. Каптырма  служила для скрепления и украшения елянов, камзолов, являлась составной деталью браслетов, кашмау, кэмэров, ожерелий. В основном  изготавливались из серебра. Бляхи имели прямоугольную, овальную, ромбовидную, листовидную, круглую или цветочных розеток формы.

 

2015-08-27-9995.jpg 2015-08-27-9996.jpg

Пряжка «Каптырма», XIX век

Серебро, позолота, стекло, скань, инкрустация

Пряжка «Каптырма», XIXвек

Серебро, бирюза, позолота, скань, инкрустация

Каптырму украшали растительным орнаментом, арабской вязью, боковыми фестонами, вставками из агата, жемчуга, сердолика, бирюзы, гранёного цветного стекла и др. Рисунок, кайма и фон выполнялись гравировкой, чеканкой, чернением, филигранью, штамповкой, серебрением или золочением.

 

Источник: «Сердечной тайны шелковый узор»

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены