В первой части были рассмотрены основные научные направления и определения умственного развития. О том как складывались, расширялись и углублялись представления психологов XIXв. об интелекте детей и о нынешних проблемах этой области науки в продолжении статьи.
Жан Пиаже: ребенок как исследователь |
Жан Пиаже
В то самое время, когда бихевиоризм с триумфом шествовал по планете, швейцарский психолог Жан Пиаже начал кропотливо изучать возрастные особенности детских представлений о мире. Ребенок — не крыса в лабиринте, а маленький исследователь, открывающий законы окружающей действительности. Перед ним десятки проблем, и он решает их на доступном уровне. Мир так не сложен! Ребенку два года. Как собрать матрешку, чтобы ни одна половинка не осталась снаружи? Попробуем так... попробуем этак... Период «сенсомоторного интеллекта». Ребенку пять лет. Почему солнце не падает на землю? Ясно — оно держится за облака. Это уже рассуждение, но еще алогичное,— «дооператорный» уровень развития интеллекта. Десять лет. Ребенок правильно решает логические задачи, если условия достаточно наглядны. «Чего на свете больше — тюльпанов или цветов?» — «Цветов. Потому что тюльпаны — это не все цветы». Уровень конкретных операций. Тринадцать-четырнадцать лет. Абстрактные гипотетико-дедуктивные рассуждения: «Что было бы, если бы...» Это уже настоящее научное мышление. К этому возрасту человек полностью овладевает формальными операциями — высший уровень в умственном развитии. Больше качественных сдвигов не будет, только накопление знаний, расширение кругозора. Замечательно, что Пиаже не просто выделил закономерности каждой стадии умственного развития, но исследовал их экспериментально и описал так же строго, как бихевиористы — свои законы формирования навыков. Закономерности Пиаже качественные, а не количественные. Поэтому они описаны не на языке математики, а на языке математической логики. Многие «слова» и «грамматические правила» этого языка —определения и аксиомы — Пиаже вынужден был разработать самостоятельно, так как до него никто не пытался логически описать алогическое мышление. А как же с навыками? Что говорит по этому поводу Пиаже? Оказывается, ничего. Открытые им закономерности относятся' к другому уровню, другому слою умственного развития. Выработку навыков и до сих пор исследуют бихевиористы, так что с подобными вопросами,— пожалуйста, к ним. |
От действия к мысли |
У Пиаже свое представление об умственном развитии. Значит, по- своему ставится и проблема его источников. Для Пиаже это проблема перехода от одной стадии к другой. Главная причина, утверждал он,— собственная активность ребенка. Сначала он реально действует с объектами. Затем появляется игра: палочка используется как ложка, коробка — как кукольная кровать. Действие, соответствующее одному предмету, производится с другим. Оно как бы отрывается от своего объекта — это путь к появлению представлений о возможных действиях. Позднее важнейшим фактором развития становится коллективная деятельность детей, их дискуссии. Собственно, логическое рассуждение и есть такая дискуссия, но только с самим собой. Развитие происходит благодаря превращению внешних действий во внутренние (умственные), внешнего (реального) диалога — во внутренний. Пиаже называл это интериоризацией. «От действия к мысли» — так сформулировал этот принцип французский психолог А. Валлон. |
Биологическое - социальное |
В дилемме «биологическое — социальное» Пиаже отводил достойную роль и тому, и другому. Созревание нервной системы, по его мнению, создает необходимые предпосылки для перехода на каждую следующую стадию, хотя само не может привести к этому переходу. Воспитание же, влияя на деятельность ребенка, может ускорять или замедлять развитие. Но главное — сама эта деятельность. Картина умственного развития, созданная Жаном Пиаже,— бесспорно, самая развернутая и завершенная из ныне существующих. Она создавалась шестьдесят лет и выросла в стройную теорию, охватывающую самые разные стороны проблемы. Пиаже разработал новые научные методы, позволившие получить богатейший экспериментальный материал. Множество современных исследований строится на основе этой теории, Интерес к ней проявляют и представители других наук: возможно, полагают они, знание того, как ребенок постигает мир, поможет построить и научную картину мира. Может быть, проанализировав ранние детские представления, мы сможем обосновать выбор системы аксиом — исходных положений, которые наука принимает без доказательств. Все же и теория Пиаже не смогла ответить на все вопросы, связанные с умственным развитием, а в некоторых важных пунктах оказалась просто ошибочной. Уже в первый период деятельности Жана Пиаже многие из его представлений были оспорены крупнейшими советским психологом Львом Семеновичем Выготским. |
Л.С. Выготский: что значит стать человеком? |
Ребенок, становящийся Человеком, — вот угол зрения, который был выбран Л. С. Выготским. Что значит стать Человеком? Усвоить человеческую культуру, опыт многих поколений. Лишь в умозрительных построениях Стенли Холла ребенок может самостоятельно пройти все ступени познания, пройденные человечеством за многие тысячелетия его исторического развития. Ребенок усваивает не только знания, идеи, мировоззрение. Сама форма психических процессов исторически задана. Например, научное мышление, которое формируется на стадии формальных операций (по Пиаже), вовсе отсутствует у многих народов с так называемой патриархальной культурой (некоторые индейские и негритянские племена, народы Крайнего Севера и так далее). |
Психологические орудия – знаки и языковые системы |
Но как можно «задать» формы психики? Так же, как формы практических действий. Мы учим ребенка пользоваться лопатой, молотком, ножом — и его действия приспосабливаются к орудиям. У психических, умственных действий есть свои «психологические орудия» — знаки и целые знаковые системы. Самая могучая, самая развитая знаковая система — язык. Слова не просто обозначают предметы или явления. Они — средство обобщения (словом «стол» обозначается любой стол), средство анализа действительности (сказав «прямоугольный стол», я тем самым выделяю один из его признаков — форму). Логическое мышление невозможно без языка. Оно неотделимо от внутренней речи, так же как публичное выступление в дискуссии неотделимо от звучащей речи. Орудия труда и знаки имеют много общего. И те, и другие выработаны человечеством в ходе его исторического развития. И те, и другие расширяют возможности человека: орудия — физические, знаки — психические. Видный представитель современной американской психологии Дж. Брунер, разделяющий многие идеи Выготского, считает главным достижением культуры создание таких «усилителей природных возможностей» (кроме орудий труда и знаков, он относит к ним также различные приборы, ЭВМ). Для Выготского умственное развитие не сводится к овладению логикой. Идет процесс становления человека. Новорожденный ребенок — это пока еще ничто. Это заготовка, из которой резцом скульптора высекается творение культуры, более великое, чем Аполлон Бельведерский или «Мыслитель» Родена. Если бы скульптор действовал в строгом соответствии с теоретическими принципами бихевиоризма, то ребенок стал бы механической куклой или крысой в лабиринте. Но жизнь не подчиняется примитивным схемам, и из-под резца выходит совсем другое — маленький исследователь, так хорошо изученный и описанный Жаном Пиаже.
Но в чьих руках резец? Разумеется, в руках взрослого. Это взрослый, обучая и воспитывая, передает ребенку культуру, буквально создает его психику. Пиаже говорит о значении первых действий ребенка с предметами. Но кто учит его этим действиям? Кто показывает, что погремушка гремит, что машину можно катать по полу, что матрешки нужно вкладывать одну в другую? Интериоризация — не просто переход от действия к мысли. Это переход социального в индивидуальное, «присвоение» ребенком действий, которые первоначально он мог выполнять только под руководством взрослого. Мысль рождается не в индивидуальной деятельности ребенка, как считал Пиаже, а в совместной деятельности ребенка со взрослым, позже — с обществом взрослых и сверстников. |
Обучение как передача культуры |
Один из учеников Выготского, А. Н. Леонтьев, пошел в этих рассуждениях дальше. Он по-новому взглянул на сами объекты, с которыми действует ребенок. Пиаже рассматривал эти объекты сточки зрения их физических свойств. Но ведь ребенок живет в «окультуренной» среде. Его окружают предметы, сделанные человеком для определенной цели: чашка — для питья, ложка — для еды. Способ употребления этих предметов также фиксирован: известно, как надо держать ложку, как — детский совочек. Это первые орудия, с которыми сталкивается ребенок. И овладение человеческой культурой начинается именно с использования таких орудий. Важно не то, какими конкретно они будут. Важно, что ребенок начинает согласовывать свои действия не просто с физическими свойствами объектов, а с социально заданными способами их употребления. Это первый и необходимый шаг на пути к овладению «усилителями природных возможностей». Л. С. Выготский говорил о том, что главную роль в развитии ребенка играет обучение — не только школьное, но и повседневное, часто невольное, идущее буквально с первых дней жизни ребенка. Однако в формировании научных понятий и научного мышления приоритет остается за направленным школьным обучением. Исследования Дж. Брунера показали, что у народов, к которым только сейчас приходит европейская культура, различия между детьми, посещающими и не посещающими школу, очень серьезны. У школьников развивается «европеизированное» научное мышление, чуждое их сверстникам, воспитывающимся по традиционной для этих народов схеме. Обучение... Не возврат ли это к бихевиоризму? Совсем нет. Для бихевиоризма «научение» — это выработка разнообразных навыков. Для Выготского, Брунера и их сторонников «обучение» — это передача ребенку культуры, формирование нового, научного подхода к миру. Л. С. Выготский не успел создать завершенную теорию детского развития — он умер на тридцать девятом году жизни, оставив нереализованными многие из своих идей и замыслов. Самые значительнее его работы были опубликованы через двадцать лет после его смерти. Еще через десять лет Пиаже, впервые ознакомившись с ними, признал справедливость многих критических замечаний, сделанных Выготским (кажется, это был единственный в жизни Пиаже случай, когда он счел необходимым ответить своему критику). Сейчас предложенная Выготским культурно-историческая концепция развития направляет многие исследования советских и зарубежных психологов. Но она до сих пор представляет собой скорее сумму плодотворных идей, чем единую, стройную теорию. Интереснейший подход, блестящие догадки (один из американских ученых назвал Выготского «Моцартом в психологии»), но не система, как у Пиаже, не целостная картина умственного развития ребенка. Итак, за сто лет, прошедших со времен Стенли Холла, теория умственного развития ребенка заметно продвинулась. Бихевиристы детально исследовали его самый поверхностный слой — выработку умственных навыков. Гораздо глубже проник Пиаже, изучивший, как ребенок постигает мир. Еще более глубокий слой — овладение человеческой культурой — подняли Выготский и его последователи. И все же до сих пор многие ученые настроены весьма пессимистично. И сегодня многие сомневаются в том, что в принципе можно объяснить движущие силы развития, оставаясь на почве психологии. До сих пор нет среди них согласия в том, что такое, собственно говоря, «умственное развитие».
Источник: А. Венгер «Навык? Открытие мира?» |
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя