Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

Катаракту (помутневший хрусталик глаза) издревле пытались лечить хирургией: в Древней Индии и Египте по глазу или голове наносился удар тупым предметом, который приводил к смещению мутного хрусталика из поля зрения. Кроме этого, использовались иглы - прокалывалась верхняя часть глаза, и хрусталик пытались смещать. В цивилизации майя - и вовсе его соскабливали скальпелем.

В середине XVIII века французский хирург Жак Давиэль предложил не смещать, а удалять мутный хрусталик. Но после таких операций зрение приходилось корректировать с помощью очков с сильными линзами (+10-12 диоптрий), к тому же нередко случались осложнения.

Революция в хирургии катаракты произошла только спустя два столетия.

8 февраля 1950 года прошла первая успешная операция по имплантации искусственного хрусталика глаза. Прошла она в условиях совершенной секретности, а провел ее хирург Гарольд Ридли.

Гарольд Ридли

2023-02-08.jpg

Потомственный офтальмолог Николас Гарольд Ллойд Ридли родился в графстве Лестершир (Великобритания) 10 июля 1906 года.  Он успешно окончил школу-интернат, затем колледж и с отличием сдал экзамены в Кембридже. Провел самостоятельно более ста операций. В 1930 году он получил звание доктора медицины.

Гарольд Ридли задумался о том, чтобы создать искусственный хрусталик, когда работал с пострадавшим летчиком-асом Гордоном Кливером. Лейтенант Кливер был мастером своего дела, имел на своем счету множество сбитых немецких самолетов, но однажды совершил роковую ошибку - забыл защитные очки. Именно в этот день немецкая пуля разбила плексигласовый фонарь его кабины. Оба его глаза и кожа лица были нашпигованы осколками оргстекла. Кливера долго возили по госпиталям, прежде чем он попал к Гарольду Ридли. 

Тот смог частично восстановить ему зрение и извлек большую часть осколков, однако, не все. Периодически осколки беспокоили пилота, и он обращался к Ридли, чтобы тот произвел удаление. Так повторялось 18 раз на протяжении 8 лет.

Ридли заметил, что осколки плексигласа не вызывают реакции у пациента. У Кливера не наблюдалось ни нагноения, ни какого-либо раздражения. Видимо, оргстекло не отторгалось тканями глаза. Тогда ему в голову пришла идея, почему бы не сделать из этого материала линзу для лечения катаракты.

Идея создать внутриглазной протез появилась у Гарольда еще в 30-х годах. Но тогда она казалась просто фантазией, которую невозможно осуществить. Теперь у него было возможное решение. Мысль о создании искусственного хрусталика показалась Ридли способной устроить переворот в хирургической офтальмологии.  К счастью, у него нашлись знакомые, которые смогли изготовить чистейший плексиглас и сделать из него линзу.

Ридли стал искать добровольца, чтобы проверить свою теорию. Первой стала 45-летняя медсестра Элизабет Этвуд. Ридли удалил ей катаракту и стал готовить к имплантации.

8 февраля 1950 года операция состоялась и прошла успешно - интраокулярная линза (ИОЛ) была успешно имплантирована медсестре Этвуд. Ридли был невероятно рад, но решил, что ему нужно пронаблюдать за пациентами пару лет, чтобы убедиться в безвредности методики.

Этому не суждено было произойти. Один из его пациентов случайно позвонил не тому Ридли, другому офтальмологу и однофамильцу Гарольда. Пациент записался к нему на плановый осмотр. Когда другой врач взглянул на искусственный хрусталик, то сразу понял, что здесь что-то не так. Гарольд Ридли был вынужден рассказать о своем открытии. Он не стал патентовать свое изобретение, чтобы оно быстрее ушло в мир, только напечатал статью, заявив приоритет. Но этим обидел патриарха британских офтальмологов Стюарта Дюка-Элдера. Тот почему-то решил, что его имя должно быть в статье. Коллеги Ридли тоже были глубоко задеты, и на Оксфордском офтальмологическом конгрессе устроили ему бойкот. Ридли с надеждой обратился к делегации США, но американские офтальмологи демонстративно покинули зал.

Гарольд Ридли был разбит и подавлен. Он так надеялся на эту встречу, даже привез с собой жену, чтобы разделить с ней свой триумф. После этих событий офтальмолог впал в глубокую депрессию и проходил лечение в психиатрической больнице.

Несмотря на депрессию, Ридли продолжил заниматься практикой и сделал 1000 таких операций. В итоге в США в 1980-х годах имплантацию искусственного хрусталика признали и разрешили использовать массово. Он дождался своего звездного часа и был невероятно счастлив.

У него нашлись последователи в разных странах. Они проводили свои встречи в Лондоне. На такой встрече Ридли познакомился с Святославом Федоровым - талантливым молодым офтальмологом из СССР. Федоров даже ассистировал Ридли. Выбить себе командировку в Лондон он сумел потому, что к тому времени обладал самым большим в мире опытом одномоментной имплантации. Это более сложная, чем в первом опыте Ридли, методика, когда удаление катаракты и вживление искусственного хрусталика происходят в ходе единственной операции.

 

Святослав Федоров

b_400_412_16777215_0_0_images_life_2024_2023-02-08-1.jpg

Святослав Федоров был офтальмологом, заведующим отделением чебоксарского филиала Института Гельмгольца. В газете «Вестник офтальмологии» он прочитал об открытии Ридли и непризнании его мировой наукой. Федоров был смелым и молодым и решил сам проверить эту методику.

Он сразу решил вживить искусственный хрусталик кролику. Трудно было найти мастера, способного выточить из оргстекла крохотную линзочку. Федоров смог договориться, чтобы ему ее изготовили.

Операция на кролике прошла успешно. Спустя ряд таких опытов Федоров смог повторить ее на 12-летней девочке Лене с врожденной катарактой. Много лет спустя, познав тонкости и риски нового дела, он говорил, что успешная имплантация девочке кустарным инструментом линзы с агрегатного завода была фантастически маловероятной удачей.

Тем не менее, операция прошла успешно и уже на следующий день зрение Лены улучшилось на 30-40% процентов, а дальше еще лучше.

«До сих пор помню мельчайшие детали этого дня. Меня переодели во все белое, хорошо помню тот операционный стол, врачей, медсестер… Помню очень болезненный укол анестезии. Все время я слышала голоса врачей. И вдруг слепым правым глазом увидела так ясно, четко, как никогда не видела. Это было потрясающе, первое ощущение яркого света! Пришлось даже попросить врачей: «Закройте глаз, мне больно». Святослав Фёдоров спросил:

— Что, Леночка, глазик болит?

— Нет, — отвечаю, — просто свет мешает.

— Ты видишь?

— Вижу.

Святослав Николаевич стал показывать пальцы. Два, три, пять... При этом он отходил все дальше и дальше. Только теперь понимаю, что в тот миг он был тысячекратно счастливее меня», - из воспоминаний Елены Каптуриной (Петровой)

b_600_383_16777215_0_0_images_life_2024_2023-02-08-2.jpg

Лена выросла, стала учителем, вышла замуж и всегда поддерживала связь со Святославом Фёдоровым. Своего сына Елена назвала Святославом.

Несмотря на успех, Федоров пошел по тому же пути что и Ридли. Офтальмологи поставили под сомнение операцию, оперировать ему запретили, а затем и вовсе уволили.

Правда, в отличие от коллеги, он не собирался сдаваться. К счастью, нашлись люди, которые поддержали Фёдорова в такой ситуации, появились соратники и единомышленники. Позже Фёдоров со своими учениками создал такой хрусталик, который на четверть века стал стандартом во всём мире - «Спутник».

Святослав Федоров по-своему доработал идею Ридли, сделал саму операцию быстрее и проще. Он  организовал производство линз в Москве, и до сих пор в мире не придумано ничего лучше. По всей России есть филиалы МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова.

Создание интраокулярных линз стало настоящим прорывом в офтальмологии, ведь они помогают при многих заболеваниях глаз, которые раньше считались неизлечимыми. Сегодня разработано множество видов ИОЛ, которые отличаются друг от друга конструкцией и назначением. Сейчас эта операция не считается сложной,  она занимает всего 10-30 минут, а сразу после пациент может идти домой. Путь офтальмологов Ридли и Федорова был тернист, но определенно того стоил, ведь теперь многие люди получили еще один шанс смотреть на мир.

По материалам книги «100 рассказов из истории медицины» Михаила Шифрина и открытых источников.

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены

 


Получите больше полезной и интересной информации на наших страничках в социальных сетях


 

слушать радио онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ