Рустем Абязов – создатель, бессменный художественный руководитель и главный дирижёр Казанского камерного оркестра «La Primavera». Человек, обладающий магнетизмом и морем обаяния
Он постоянно придумывает что-то интересное, что-то эдакое, и его концерты никогда не бывают скучными. А предстоящие два сезона обещают быть особенными – маэстро и оркестр отметят сразу три юбилея.
Вместе со своим оркестром Рустем Абязов много занимается благотворительностью. Он также просветитель, знакомит с музыкой, к примеру, студентов (проекты «Университет высокого вкуса», «Мелодии из мобильника»). А в рамках фестиваля «Колесница Клио. Музыкальные страницы истории края» оркестр во главе с маэстро дал одиннадцать концертов в музеях Республики Татарстан.
Он придумал и проводит международные фестивали «Абязов-фестиваль», «L’arte del arco» («Искусство смычка»), а на ежегодных концертах «Звёзды из Завтра» открывает миру юные дарования. Рустем Юнусович совмещает в себе творческое начало и деятельность успешного менеджера и управленца. Он – человек слова, всегда держит его, не отменяет гастролей, даже если для этого приходится брать кредит.
Немало для одного человека, не правда ли?
«Беспредел дат», фейерверк премьер и гастроли «монстров»
- Рустем Юнусович, каким для вас и оркестра стало начало нового концертного сезона?
- Для нас он начался давно, ещё летом, а официально открылся 21 сентября в Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева. До этого мы сыграли на открытии Фестиваля мусульманского кино, дали традиционный концерт для будущих детей и их мам. Участвовали в потрясающем фестивале «Безумные дни» в Екатеринбурге, название которого говорит само за себя – в течение трёх дней в местной филармонии прошли сто одиннадцать концертов. Зрители в буквальном смысле бегали с одного концерта на другой, и, что удивительно, на фестивале побывали тридцать три тысячи зрителей. Мы тоже внесли свою лепту, дав шесть концертов.
Ещё успели съездить в город Саров на гастроли, где поучаствовали в открытии нового сезона в этом городе двумя концертами. Первый был для взрослых, а второй – посвящён детям. Так что скучать нам некогда (улыбается).
- Давайте назовём все юбилеи нынешнего и следующего концертных сезонов.
- Нынешний сезон у нас – тридцатый, в следующем сезоне, в ноябре 2019 года, исполняется тридцать лет оркестру, а в марте будет мой собственный юбилей. И мы, как всегда, хотим отметить круглые даты ударным трудом. Назвали этот «беспредел дат» «сезонами больших юбилеев» и пишем об этом на всех наших афишах.
2019 год – 30-й сезон в творческой жизни оркестра La Primavera
- Что планируете в связи с празднованиями этих дат?
- В новом сезоне это в первую очередь два фестиваля – «Абязов-фестиваль» и «L’arte del arco». Шестой по счёту «Абязов-фестиваль» пройдёт под названием «РОКовая классика» и будет посвящён взаимопроникновению классики и рока. В нём будут участвовать замечательные музыканты. Выделю Николая Арутюнова, о котором сейчас много говорят в связи с его участием в шоу «Голос». Николай приедет со своей рок-группой «Кворум», и вместе мы представим программу «Арт-рок семидесятых-восьмидесятых». Почему именно арт-рок? Именно в этом направлении особенно часто используется классическая музыка, и оно очень соответствует теме фестиваля.
- Когда будет проходить «Абязов-фестиваль», очень полюбившийся вашим поклонникам?
- Он начнётся раньше обычного, в начале декабря. Официальное открытие запланировано на 10 декабря, а пятого состоится совместное выступление с ВИА «Волга-Волга». Неожиданно для нас лидер группы Антон Салакаев обратился с просьбой-предложением отметить 21-летие коллектива вместе с нашим оркестром в Большом концертном зале. Я давно знаю эту группу, исполнять мы будем не совсем то, к чему привыкла публика, но, думаю, этот эксперимент будет интересным.
VI Международный «Абязов-фестиваль»: «Рок в классике» и «Классика в роке»
Третий концерт фестиваля полностью посвящается группе «Битлз», программа называется «Beatles Forever». Есть такая казанская группа «With», которая поёт один в один как «битлы». Наш общий концерт пройдёт в таком ключе: «With» будет петь, допустим, пять песен ливерпульской четвёрки, а потом оркестр на темы этих песен исполнит «Beatles Concerto Grosso» канадского композитора Питера Брейнера. А ещё один участник концерта – ансамбль «Guitarra Magia» сыграет Фантазию, навеянную произведениями Петра Чайковского и группы «Beatles». Это необычное и очень интересное, на мой взгляд, сочетание. А в заключение группа «With» исполнит несколько песен «Битлз» в сопровождении оркестра «La Primavera».
Завершит фестиваль концерт, в первом отделении которого прозвучит рок-литургия «Пантикапейский дневник» Олега Сакмарова. Смело назову это премьерой, несмотря на то, что мы уже исполняли однажды замечательное сочинение легенды российского рока. Теперь «Пантикапейский дневник» существенно расширен, к значительному уже изначально составу исполнителей добавлен хор. Это придаст действу ещё большую масштабность. А во втором отделении «La Primavera» представит акустическое звучание альбома «Обратная сторона луны» моего любимого «Пинк Флойда». Аранжировка готовится специально к моему фестивалю.
- Так получается, что проведение ежегодного фестиваля «L’arte del arco» приходится на месяц празднования вашего собственного юбилея, в связи с чем, вероятно, публике будет предложена какая-то особенная программа?
- Да, приедут просто «монстры», имею в виду струнно-смычковых исполнителей (улыбается). Например, в Казань приглашён знаменитый скрипач Стефан Миленкович, я даже не знаю, был ли он когда-то в России. Он – серб по происхождению, но проживает в Соединённых Штатах. Слышал его в записи, это потрясающе. Надеюсь, приедет скрипачка Ирмина Тринкос. В прошлом году она не смогла участвовать в фестивале: прищемила руку в такси. Обещала восполнить этот пробел. Ожидаем нашего давнего творческого друга и продюсера наших концертов в Европе французского виолончелиста Марка Дробинского.
Ожидаем блестящее событие: в одном концерте будут представлены сразу две премьеры. Впервые в Казани прозвучит виолончельный концерт Мечислава Вайнберга, оркестровку которого я сделал специально для Дробинского. Теперь он играет его по всему миру, а в Казани концерт прозвучит впервые, как и кантата «Cantico de la Pieta» испанского композитора Антона Гарсиа Абриля.
А впервые музыкальные гурманы услышали кантату на фестивале в Перми, и для этой премьеры собрали международную команду: виолончелист француз, органист из Норвегии, певица из Москвы, хор из Твери и наш оркестр из Казани. А дирижёр, то бишь я, прилетел в Пермь только в день концерта, поскольку накануне у меня было выступление в Самаре с местным оркестром. Стоило больших усилий за полтора репетиционных часа состыковать всех, но эффект оказался потрясающим, и я решил сделать нечто подобное в Казани. В обычном концерте такое нереально из-за огромных расходов, это возможно лишь на фестивалях. Но почему кантата – и вдруг на фестивале, посвящённом струнно-смычковому искусству? Всё оказалось логичным, поскольку главную роль в этом масштабном сочинении играет виолончель.
На VI Международном фестивале L`arte del arco. Вместе с Рустемом Абязовым – на сцене скрипач Родион Замуруев
Что такое праздник «для себя»?
- Будете ли исполнять на фестивале что-то «для себя»?
- Моя мечта сыграть Сонату для скрипки и фортепиано ля мажор Сезара Франка исполнилась в октябре нынешнего года в Сарове. Специально для этого события, да и в целом для юбилейного сезона я сделал оркестровку сонаты. Это абсолютно «моё» произведение, я его играю с удовольствием, значит, это передастся и зрителям.
А на фестивале «Искусство смычка» состоится казанская премьера этого сочинения в данной версии.
А потом у нас с Марком Дробинским будет ещё одна казанская премьера. Американский композитор русского происхождения Александр Гольдштейн написал Рапсодию на тему Альбинони для скрипки, виолончели и камерного оркестра. Прислал мне, я сделал несколько замечаний, к моему удивлению, он всё исправил, и произведение стало более компактным, теперь оно длится чуть более двадцати минут (улыбается). Думаю, этим дуэтом мы покорим казанскую публику. Произведение Гольдштейна будет ещё опробовано на гастролях во Франции и Швейцарии, посмотрим, как там отреагируют на него слушатели.
Виолончелист Марк Дробинский – давний друг оркестра La Primavera. Его визит ожидается в рамках фестиваля «L’arte del arco»
Подводя итог, скажу, что в одном концерте будет четыре премьеры! А завершит фестиваль концерт с участием словацкого скрипача Далибора Карвая и российского альтиста Даниила Гришина. Одним словом, на концертах фестиваля можно будет услышать классных музыкантов.
- Чего меломанам ждать в конце столь насыщенного сезона?
- Мы будем выступать с очень интересной джаз-группой «Authentic Light Orchestra». Это международный ансамбль, в котором собрались исполнители из разных стран, а их направление я бы определил как фолк-джаз. Их игра произвела на меня огромное впечатление.
Одно из новшеств нашей концертной деятельности – цикл под названием «Музыкальные предпочтения Маэстро».
Я не стал возражать против такого названия. Действительно, почему бы зрителям не рассказать о моих музыкальных пристрастиях и приоритетах. Некоторые считают, что я уже ушёл от классики, куда-то в синтезы жанров. На самом деле это поиск новой формы, новой подачи для тех, кто по разным причинам не совсем готов воспринимать классику. Сам же я остаюсь приверженцем академической музыки, и в этом цикле она как раз и будет доминировать. Исключением станет Рождественский концерт в рамках этого цикла с программой «Фрэнк Синатра из Томска». Певец Андрей Иноземцев действительно очень здорово исполняет знаменитые хиты Синатры, очень похоже, но в своей манере. Думаю, именно в преддверии Рождества концерт получится поистине волшебным.
Мы очень много экспериментируем в разных областях музыки, и мне захотелось вернуть всех в классику, показать, что всё-таки в первую очередь я — классический музыкант.
- Вы устраиваете праздники для других, многим ваши концерты помогают забыть о не всегда радостной реальности и перенестись в мир прекрасного. А что лично для вас означает праздник?
- Если говорить о предстоящем юбилее, то это лишний повод поговорить об оркестре, его проблемах, задачах, наших «хотелках», что-то «выторговать» для коллектива. В двадцать пять лет оркестра мы получили новые инструменты — рояль, скрипки, альты, виолончели и так далее. Удастся ли подобное теперь, не знаю, поскольку тридцатилетие не считается официальным юбилеем.
А мой собственный юбилей… Не люблю большого скопления людей, долго находиться не по своей воле в гуще толпы, особенно шумной. Это не относится к тем случаям, когда я к кому-то пришёл или ко мне пришли, такое общение мне по душе. А засветиться на сцене готов и в юбилей, и без оного (смеётся). В апреле 2019-го юбилейные торжества поделятся на две части. Поскольку будет Год театра, юбилей проведу в двух актах: первый — комедия, второй — мелодрама.
- В следующем году запланированы поездки в Швейцарию и Францию, а зарубежные гастроли довольно затратны…
- Некоторое время назад администрация Казани отказала оркестру в выделении денег на эти гастроли, а потом появилась надежда, что нам всё-таки помогут. Очень надеюсь, что хотя бы в юбилейный сезон финансовые вопросы решатся в нашу пользу. С грантами в последнее время всё труднее. Совсем недавно мы выиграли федеральный грант и на эти деньги, а они были немалые, осуществили колоссальный проект «Музыкальными маршрутами Транссиба». Мы отправились во Владивосток самолётом, а возвратились в Казань уже по транссибирской магистрали. И дали концерты в четырнадцати крупнейших городах Транссиба. Программа называлась «Вечер в формате немого кино». И мы сами получили удовольствие, и те, кто пришли на концерты.
От коровника до королевского замка
- Ваш оркестр несколько раз с успехом гастролировал в Швеции...
- Швецию мы объездили с юга на север и с запада на восток, практически всю. У нас был очень хороший продюсер Стеффан Альбинсон. Он вывез нас впервые в году, наверное, 1998-м. Тогда вышла очень интересная статья под названием «От коровника до королевского замка», и это полностью соответствовало действительности! Концертов было очень много, мы выступали в каких-то храмах, прекрасных залах, а самым необычным местом наших выступлений был концертный зал, оборудованный в бывшем коровнике. По-моему, блестящая идея! Зал был в небольшой деревне, что-то вроде хутора, а вокруг этой деревни — ничего на расстоянии ста километров. Видимо, там был замок какого-то барона с хозяйственными деревянными постройками. И что интересно, замок оказался почти полностью разрушен, а все деревянные постройки сохранились. Один шведский профессор архитектуры купил этот хутор и создал там культурный центр из этих хозяйственных построек, в том числе концертный зал! Причём интерьер коровника и его внешний вид были сохранены, всё деревянное. Зал получился с очень хорошей акустикой, в нём оборудовали трансформирующуюся сцену. Там была и отдельная комната для дегустации вин. В этом месте мы выступали дважды, и во второй раз попали на выставку московского художника, картины которого расположились в одном из сарайчиков — выставочном зале. Хутор расположен в очень живописном месте — рядом озеро. Несмотря на то, что рядом нет поселений, на все концерты съезжались люди со всей округи и залы были полные.
- Да, интересную вторую жизнь для коровника придумали шведы. А потом ведь вам довелось выступить и в Королевском замке Стокгольма!
- Там проходил один из последних концертов нашего турне. Король на лето уезжает в загородную резиденцию и тронный зал отдаёт для фестиваля, который устраивается с июня по август включительно. И выступать там очень престижно. Мы отыграли там, не побоюсь этого слова, триумфально. Стоим, переживаем успех, и к нам подходит директор фестиваля, говорит, что хочет нас пригласить и на следующий год.
Мы и выступали на фестивале в Юнселе, это практически самая северная точка страны, протянешь руку – и уже Лапландия (смеётся). Нам очень понравилось в Юнселе, и мы побывали там дважды.
А началось всё с приключения, связанного с дорогой. Нам доверили открытие фестиваля, и мы должны были прибыть на него за два часа до выступления. К тому моменту мы уже дали в Швеции несколько концертов, и предстояло ехать с юга страны в столицу, а это семь-восемь часов на автобусе. Оставалось часа три пути, как вдруг автобус сломался. Помощь из ближайшего города смогла бы подоспеть только часа через два. Каким-то чудом водитель починил автобус, мы добрались до места выступления за двадцать минут до его начала, успели взять несколько нот, чтобы почувствовать акустику, и начался концерт.
Нас очень часто спрашивают о том, как реагирует на концертах шведская публика, ведь считается, что скандинавы люди холодные. А я отвечаю, что абсолютно нет, у них принято по-разному реагировать на музыку: где-то просто аплодируют, где-то топают ногами, встают, а то и свистят.
А в Юнселе всё это было одновременно, и мы поняли, что концерт понравился…
(продолжение следует…)
Источник: журнал «Казань», № 11, 2018.
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя