Наверх

ЖИЗНЬ

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script from Joomlack
Video example
This is a Video slide linked to Vimeo
Nice landscape
Imagine that you are on holidays

С композитором, Заслуженным деятелем искусств Республики Татарстан, автором полюбившейся татарстанцам оперы «Ак буре» («Белый волк») и многих других произведений Зульфией Рауповой мы гуляем по местам ее студенчества. Вот уже 12 лет, как Зульфия уехала из Казани в Москву, но разве отпустят родные места?...

b_500_333_16777215_0_0_images_life_2019_2019-05-13-02.jpg

«Казань – город моей молодости. Я родилась в Йошкар-Оле, выросла в Альметьевске, а состоялась – в Казани. Впервые в сознательном возрасте я попала сюда в 19 лет, тогда же в первый раз посетила оперный театр и услышала симфонический оркестр. Это стало для меня настоящим  потрясением.

Да, мы приезжали в Казань, когда мне было пять, шесть лет, ходили в зоопарк, куда-то еще, но воспоминания об этом сохранились весьма смутно. А ведь Казань была городом, в котором учились мои родители (уже потом, повинуясь романтике молодости, они уехали работать сначала в Йошкар-Олу, а потом – в Альметьевск), я столько слышала о нем, столько мечтала! Мне тоже хотелось стать его частью.

А началось все так. Я с детства обожала музыку и всё, что с ней было связано. Учиться музыке было моей огромной детской мечтой.

Я неоднократно проходила конкурсный отбор в музыкальную школу, но по разным причинам встреча с музыкой задерживалась. Однажды от соседской девочки узнала, что она готовится к прослушиванию в детскую музыкальную студию при музыкальном училище, которое находилось совсем недалеко от дома. Тогда мы жили на улице Ленина, а училище находилось в старом здании. Мне было в ту пору восемь лет, я самостоятельно подготовила две песни, которые выучила с пластинок, и в итоге была зачислена в первый класс музыкальной студии. Так я реализовала свою детскую мечту, приблизив себя на шаг к своей будущей профессии. Родители были приятно удивлены моим рвением и проявленной самостоятельностью, но покупать инструмент не спешили. Хотели удостовериться, что моё увлечение музыкой – не очередная прихоть. Сначала родители взяли инструмент напрокат, а через какое-то время приобрели долгожданное фортепиано.

b_500_333_16777215_0_0_images_life_2019_2019-05-13-03.jpg

Свою первую свою пьесу я написала в восемь лет, в ней отражены мои детские представления о Великой Отечественной войне. Пьеса была исполнена с большим успехом на родительском собрании в актовом зале музыкального училища, именно тогда я интуитивно почувствовала, что сочинение музыки станет моим будущим призванием. Так началась моя жизнь в музыке.

После пятилетнего курса обучения в музыкальной студии при училище я продолжила образование в детской музыкальной школе №1. Далее - четыре года учёбы на теоретическом отделении Альметьевского музыкального училища. И вот – Казань.

Не всё так просто было с поступлением в консерваторию: мне пришлось четыре раза сдавать вступительные экзамены, прежде чем я стала счастливой студенткой бюджетного отделения композиторского факультета. Конкурс на композиторское отделение в ту пору был очень серьезным. Моим педагогом по специальности был известный композитор, профессор консерватории Анатолий Луппов. Помню, как впервые увидела его на концерте в Малом зале консерватории - такой седовласый бодрый мужчина в кожаном пиджаке. Я сразу поняла, что буду учиться у него.

b_500_333_16777215_0_0_images_life_2019_2019-05-13-04.jpg

Помню, как в дни вступительных экзаменов с еще одной абитуриенткой -  Гульназ Мубараковой, с которой мы близко сдружились и которая позже стала видным  музыкальным деятелем, мы гонялись за татарскими бабушками, которые с вениками направлялись в Третью баню, и просили их прочитать за нас молитву. Сколько бабушек мы так отловили…

Годы учебы в Казанской консерватории были очень яркими. Это студенчество, это молодость. Сколько концертов мы посещали! Одно дело – слушать музыку на пластинках, а совсем другое – вживую, здесь и сейчас. Тем, кто живет в крупном городе и с детства может быть причастен к этому таинству, трудно понять весь восторг, который захлестнул меня тогда, когда я получила возможность еженедельно бывать на концертах симфонической музыки.

Большой концертный зал им. Сайдашева был для меня «местом силы». Я познакомилась с ним уже тогда, когда он предстал перед публикой в обновленном виде, помню, как поразило меня его сказочное великолепие. Кстати, туда не всегда пускали по студенческим, и  мы придумывали множество ухищрений, чтобы все-таки оказаться внутри. 

Прошли годы, и на сцене этого замечательного зала стали звучать и мои произведения. Это очень приятно! Там состоялись все премьеры моих крупных произведений – это и симфоническая поэма «Явление Сююмбике», которую исполнял Академический симфонический оркестр Московской  филармонии  под управлением Александра Сладковского, и «Золотой храм» в исполнении ГСО РТ под управлением великого Фуата Мансурова. Там же прозвучала и концертная постановка оперы «Ак буре».

Самое мое любимое место в Казани – Кремль. Башня Сююмбике. Еще до переезда в Казань город ассоциировался у меня именно с Кремлем.  В процессе создания «Явления Сююмбике» мы с художником Фиринатом Халиковым и хореографом Айгуль Гильметдиновой по многу часов гуляли по Кремлю. Очень много читала – книги Михаила Худякова, очерки по истории татарского народа…

b_500_750_16777215_0_0_images_life_2019_2019-05-13-05.jpg

Помню, как в ходе Всероссийского фестиваля «Молодёжные Академии России» съемочная группа ТРК «Мир» снимали фильм о молодых композиторах, в том числе и обо мне. Для съемок была выбрана площадка у башни Сююмбике. Помню, что было очень холодно, был морозный день в конце января. Съемочная группа была поражена красотой нашего Кремля, его колоритом. А силуэт мечети Кул Шариф тогда только вырисовывался.

Еще одно знаковое место - Дворец земледельцев. Для меня это особая площадка, ведь здесь в дни Всемирной Универсиады 2013 года состоялась премьера моей оперы «Ак буре». С этим было связано очень много переживаний. Как всем тремстам участникам процесса разместиться на этой площадке? Как скажется на акустике сильный ветер? Как отнесется к отрытому показу публика? Но все прошло хорошо. С тех пор прошло три года, но и сейчас я прохожу мимо этого здания с большим внутренним трепетом.

b_500_333_16777215_0_0_images_life_2019_2019-05-13-06.jpg

Интересная история произошла в этом году. На ежегодном музыкальном фестивале «Казанская осень», который 30 августа проводит у Дворца земледельцев Александр Сладковский, мы с семьей в этот раз оказались совершенно случайно. Было холодно, но, несмотря на плохую погоду, мы сидели и слушали наших замечательных молодых исполнителей -  Эльмиру Калимуллину, Венеру Протасову, Филюса Кагирова, Артура Исламова. Вдруг я услышала: «Зульфия Раупова, гимн из оперы «Ак буре»!» Это было неожиданно, я не предполагала, что в этом концерте будет звучать и мое произведение. Я тут же решила, что непременно выйду на поклон - поблагодарить оркестр, дирижера, исполнителей. Обычно, когда наступает момент поклона, я предпочитаю скромно отсидеться, публичность мне совсем не свойственна. Но тут я решила проявить всю свою смелость и обязательно проявиться. Тем более что мне хотелось устроить сюрприз, ведь  никто из музыкантов не знал, что я здесь.

Я побежала на сцену, а преодолеть нужно было достаточно большую дистанцию. И вот, когда я была на полпути, с моей ноги слетела одна туфля. Что делать? Впереди еще метров двадцать. Я пошла вперед с одной туфелькой. Это было немножко смешно, и музыканты, шутя, спрашивали  меня потом, где же я потеряла туфлю. Это непередаваемые ощущения -  слышать свою музыку живьем, видеть тот позитив, который получает публика от твоей музыки, тот энтузиазм, с которым играет оркестр твою музыку. Это мощный допинг, который дает тебе силы творить дальше.

b_500_334_16777215_0_0_images_life_2019_2019-05-13-07.jpg

Надо же, сегодня будний день, я смотрю на это здание и вижу обычное учреждение. Министерство. А для меня это – волшебство, огни, звуки, аромат праздника…

Только что мы встретили Рузаля Мухаметшина. Я рада, что увидела своего поэта, либреттиста, вместе с которым мы работали над созданием оперы «Ак буре». Сам процесс создания либретто был стремительным, но очень плодотворным. Надеюсь и на дальнейшее сотрудничество. Я рада, что так получилось, и в один день я встретила людей, которые сыграли важную роль в моей жизни – Александра Сладковского, Рузаля Мухаметшина. Это очень приятно.

Сначала я жила в студенческом общежитии на Сибирском тракте. Ездила туда на пятом трамвае. Некоторые трамваи были «музыкальными» – они скрипели, подвывали, и нам, музыкантам, всегда было интересно в них ехать. Сокурсники, обладавшие абсолютным слухом, с ходу расшифровывали нам все ноты…

Ездили мы стайками. Учебных классов в консерватории было не много, а у композиторов – и вовсе всего один класс, и у нас существовала традиция утром пятницы ехать в вуз к 5 утра, записываться на три дня вперед.  Кто не успел – тот опоздал, и вот уже только что дружные ребята превращаются в конкурентов. Первая «пятерка» выезжала рано утром, набитая студентами, которые жаждали получить класс. Заниматься в общежитии не было никакой возможности.

Потом я жила на улице Академика Арбузова, где родители купили мне однокомнатную квартиру. Самостоятельная жизнь! Она началась с пятого курса.

В годы нашей учебы возможностей у студентов было немного. Это сейчас проводится множество конкурсов, смотров, фестивалей. А тогда ничего такого не происходило, никто не приезжал из Москвы, Петербурга, никого никуда не отбирали. Сколько талантливых ребят на моих глазах просто ушли в никуда, потому что у них не оказалось перспектив, сферы приложения.

И вот однажды случилась большая удача. В рамках Всероссийского музыкального фестиваля, проходившего сразу в трех городах – Екатеринбурге, Казани и Москве, из столицы приехала отборочная комиссия. Мне повезло, сразу два моих произведения прошли отбор, и камерно-инструментальное, и симфоническое.  Мы побывали во всех трех городах фестиваля, с нами ездил Академический симфонический оркестр Московский филармонии, это было настоящее приключение. Тогда же я впервые попала в Большой театр в Москве. Роль царя Бориса исполнял наш сокурсник Миша Казаков. Помню любопытную деталь – в сцене галлюцинации артист так убедительно рухнул на пол, что в зале воцарилась гробовая тишина, нарушил которую тоненький детский голосок: «Мам, а может быть, он еще не умер?»

b_500_333_16777215_0_0_images_life_2019_2019-05-13-08.jpg

Годы учебы в Казани прошли стремительно, быстро. Там я провела около десяти лет. Еще десять лет я живу в Москве, но до сих пор Казань не отпускает. Это город, который полон для тебя студенческими настроениями, город, в котором звучит твоя музыка. Уже не нужно доказывать, что ты чего-то стоишь. Уже можно приехать в другом статусе, когда ты знаешь, что все было не зря. Приходишь к новым ощущениям себя, своих сил, понимаешь, что через все испытания нужно было пройти.

Конечно, я глубоко национальный композитор, меня всегда тянет к своим корням и  истокам. Именно национальная составляющая позволяет в этом огромном музыкальном пространстве оставаться уникальным, найти свой неповторимый единственный стиль. Лицо композитора, его самобытность определяет прежде всего его национальное самосознание. В своем творчестве я, прежде всего, стараюсь ориентироваться на национальные сюжеты, на ключевые фигуры татарского народа.

Мне комфортно в Москве. Мне нравится темп, ритм Москвы, когда все в движении, каждый день что-то происходит, а ты всегда остаешься в тонусе. В Москве родились мои дети. Но своей Родиной я считаю именно Казань, куда меня всегда тянет, и куда вновь и вновь хочется возвращаться.

Альбина Абсалямова

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 1000 символов

Комментарии

  • Комментарии не найдены