В Казани по улице Малая Красная, 14 работает музей-квартира выдающегося татарского композитора Назиба Жиганова. Мы попросили внука композитора Алексея Егорова показать нашим читателям один из самых интересных экспонатов музея. Им оказался бюст Петра Ильича Чайковского.
… Белая фаянсовая фигурка легко умещается в ладонь. Назиб Гаязович приобрёл её в Москве, будучи студентом композиторского факультета московской консерватории. В тридцатые годы минувшего столетия. С той поры, для фаянсового гения находилось место в каждой квартире Жиганова: в Москве – на Новослободской и в Трёхпрудном переулке, в Казани – на Касаткина, Большой Галактионовской, Банковской, Школьном переулке и Малой Красной. Фаянсовый Пётр Ильич был рядом с Жигановым на протяжении полувека.
Об этой, казалось бы, безделице, Назиб Гаязович написал в письме к первой супруге – Серафиме, когда делился с ней радостной вестью о получении первой в своей жизни отдельной квартиры:
«…наконец получил обещанную квартиру. Я переехал: в одну комнату поставил рояль и книжный шкаф, в другую – 1 чемодан и в третью (на окно) мраморную головку и старый чемодан, на кухню таз с моим «сервизом».
«Мраморная головка» из письма – тот самый бюст Чайковского. Ни стульев, ни кровати, зато рояль, книги и … Чайковский. Нехитрый скарб композитора.
За окнами осень одна тысяча девятьсот сорокового. Два года как окончена московская консерватория. Год, как открыт оперный театр в Казани, где Назиб Гаязович служит композитором. Самому композитору исполнилось целых 29 лет. К этому времени Жигановым были созданы, только из крупных форм: Симфония № 1 A-dur (исполнялась в первом концертном сезоне 1937-1938 гг. Татарской государственной филармонии) и три оперы: «Качкын», «Ильдар», «Алтынчеч» (оперой «Качкын» был открыт Татарский государственный оперный театр в 1939 г., а – «Алтынчеч» – стала классикой национального музыкального искусства).
В новую квартиру (о которой идёт речь в письме) под № 22 в «Доме Учителя» на Большой Галактионовской, 17, где стулья и кровать появились не сразу (как впрочем, и электричество), где очень долго тепло будет только в ванной комнате (собственно там, по свидетельству родных, писалась партитура «Алтынчеч») – в сороковые приходили и становились желанными гостями Ахмет Файзи, Муса Джалиль, Фарид Яруллин, Джеляль Садрижиганов, Ахун Садри, Нур-Баян, Халил Абжалилов, Салих Сайдашев. Вероятно, они обращали внимание на фаянсовый бюстик, возможно, кто-то из них брал его в руки…
Позднее, в новые квартиры Жиганова, придут Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Борис Покровский, Фуат Мансуров, Натан Рахлин, Баки Урманче. И кроме хозяев, всех их будет встречать фаянсовый бюст Чайковского. Вероятно, новые гости Жиганова, как и прежние, обращали внимание на эту, казалось бы, безделицу, возможно, кто-то из них брал её в руки…
Их теперь нет среди нас. Они завершили свой земной путь, оставив прекрасную музыку, картины, скульптуры. А маленькая, казалось бы, безделица, фаянсовый Чайковский, ставшая свидетелем части их земных дней – до сих пор на своём месте - в доме Назиба Жиганова.
PS:
У фаянсового бюста Петра Ильича Чайковского, что в музее композитора Назиба Жиганова, есть в Казани – двойник. Точно такая же фигурка хранится среди личных вещей дочери композитора – Светланы Жигановой, которая, как и её отец, посвятила свою жизнь Музыке.
Альбина Абсалямова
Фото предоставлено автором
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя