Победитель конкурса «Гамбургский счет бардов», лауреат фестиваля «Московские окна», автор сборника стихов «Зимний футбол» Григорий Данской – о литературе, музыке и будущем авторской песни.
- Григорий, в среде поклонников авторской песни вы сейчас очень популярны. Откуда вы появились?
- Как откуда? Оттуда же, откуда все - мама родила. Желание писать и петь появилось под влиянием «Битлз», «Аквариума», «Зоопарка», Башлачева и Булата Окуджавы.
- Что для вас первично - текст или музыка?
- Все началось одновременно, и стихи, и песни. В качестве упражнения я писал песни и на чужие стихи. К своему творчеству я отношусь как к поэзии особого рода - когда-то стихотворение было песней, у каждого стихотворения есть подспудная глубинная музыка. И творчество поющего поэта состоит в том, чтобы помимо проявления на этот свет слова, проявить и музыкальную основу. Хотя бывает, что чувствуешь именно мелодику, которая выталкивает слова.
- Как вы себя определяете – поэт, бард, автор-исполнитель?…
- Поэт, бард, автор-исполнитель, сочинитель песен.
- Авторская песня сейчас нужна?
- Люди бы не продолжали этим упорно заниматься, если бы их труд не был востребован. А вот фестивальная форма, мне кажется, не самая живая, не самая показательная в этом жанре. Есть сочинители песен, органично сочетающие в себе ипостась артиста. Таковым был Высоцкий, еще более характерный пример – Вертинский. Ряд нынешних авторов-исполнителей, умеющих достойно подать себя, доказывают, что для них наиболее адекватна концертная площадка. Для других - более неформальное музицирование, квартирные концерты, непроизвольные выступления. Кто-то предпочитает ехать в поход… Так что конкурсная, фестивальная атмосфера - далеко не единственная. И не всегда именно она наиболее оптимальная.
- Есть ли смысл вообще проводить такие конкурсы?
- Я сам часто задаю этот вопрос и часто отвечаю отрицательно, но потом собственным же примером опровергаю сам себя. В моем послужном списке целый ряд участий в конкурсах – поэтических, песенных. Поэтические турниры, песенные состязания, чемпионаты мира по шахматам или по тяжелой атлетике порождаются соревновательным духом. Иногда я скажу себе – нет, все уже, я уже отучавствавал свое, и вдруг что-то отозвалось, заиграло, и ты участвуешь.
- Что дает участие?
- Иногда ты чувствуешь удовлетворение, иногда – раздражение, если выстрел оказался холостым, иногда задумываешься - а стоила ли игра свеч? Иногда победа в конкурсе дает возможность записаться, издать сборник, обрести профессиональные, а иногда и личные связи.
- Кто вы по образованию?
- Филолог. Я часто вспоминаю слова Окуджавы, сказанные им в середине 80х - о том, что авторская песня умерла. Сегодня ряд авторов-исполнителей устремился в профессиональную сферу. Мы не говорим, что Высоцкий, Окуджава, Галич, Ким или Щербаков – профессиональные артисты или певцы. Но это безусловные профессиональные сочинители песен. Это их работа и профессия, это гамбургский счет. Меня всегда интересовала авторская песня как профессиональная деятельность, возможно, сопряженная и с деятельностью артистической.
- Для вас это работа?
- Да, и работа основная. Не просто отдушина, не просто посетило вдохновение, и ты сел и записал. Конечно, и посетило, и отдушина, и отдохновение, и вдохновение, и откровение, и в то же время это, безусловно, труд, это работа, когда приходится многократно и редактировать, и править, и осмысливать то, что получилось, и играть, и петь, и доносить до публики.
- Что будет с авторской песней дальше? У нее есть будущее?
- А что будет с Россией?… Еще Карамзин писал, что судьба российской словесности самым тесным образом связана с российской государственностью. Подъем российской словесности в 19 веке напрямую обусловлен образованием нового российского имперского этноса. Судьба авторской песни – судьба языка, на котором мы говорим. Но это уже другая история…
Главное, не бойся. Ничего не жди.
Даже если сгинешь, не оставив и следа,
за тебя останутся июльские дожди,
мокрые вокзалы, голубые поезда.
Альбина АБСАЛЯМОВА
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя