Уже 5 декабря Казань в тринадцатый раз примет международную научно-практическую конференцию «Современные инженерные системы. Архитектура здоровья» (Modern Engineering Systems – MES), где соберутся ведущие специалисты со всего мира в области разработки архитектурных решений для медицины. Бессменным инициатором и организатором конференции все эти годы является Межрегиональный клинико-диагностический центр. Отличный повод встретиться с генеральным директором МКДЦ Рустемом Хайруллиным и узнать, зачем организатору здравоохранения нужно быть и архитектором тоже.
…Наша встреча с Рустемом Наилевичем начинается с прогулки по центру. За последние месяцы общественные пространства МКДЦ стали еще уютнее: изменился дизайн коридоров, появились новые места для отдыха, стены украсила обновленная фотовыставка, открылось новое кафе на первом этаже поликлиники, меню и оформление которого во многом превосходит самые популярные городские места.
Я внимательно наблюдаю, с каким воодушевлением Рустем Наилевич рассказывает о каждом преобразовании – и о тех, что видно невооруженным взглядом, и о тех, которые замечаешь не сразу. Все вместе они и создают ту неоценимую атмосферу доброжелательности к любому, кто переступил порог МКДЦ, которой так славится учреждение.
Рустем Наилевич уверен: нет ничего важнее, чем проявленное к пациенту – да и вообще к любому человеку – уважение. Это и есть главное лекарство, как бы высокопарно это ни звучало. Именно этот постулат еще много лет назад лег в основу работы МКДЦ.
Что такое уважение? Согласно Большому юридическому словарю, это - признание достоинств личности. Предполагает: справедливость, равенство прав, удовлетворение/учитывание интересов людей, уважение к чужому мнению, предоставление/обеспечение им свобод; доверие к ним, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям; чуткость, вежливость, деликатность, скромность.
Нарушением требования уважения являются недоверие, насилие, угнетение, несправедливость, подавление свобод, неравенства, унижение достоинства, грубость.
Набольшее недовольство пациентов при общении с медицинскими работниками вызывает отсутствие уважения и равнодушие врачей к их проблемам. Об этом говорит исследование коммуникационного агентства «С-медиа» по выявлению паттернов негативного отношения пациента к врачам, проведенное по заказу ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России. Отсутствие человеческого, теплого отношения и внимания со стороны врачей отметила почти половина участников опроса – 42,4% опрошенных пациентов. На втором месте по частоте упоминаний стоит хамство и грубость со стороны врачей в отношении пациентов (31,6%). Эти данные не говорят о том, что такое поведение носит массовый характер, однако, если пациент с ним сталкивается, то это настолько идет вразрез с представлениями о роли врача и ожиданием от него помощи, что вызывает резко негативную реакцию у пациента и надолго запоминается.
Осознавая первостепенную важность человеческого достоинства, в МКДЦ ежедневно делают все, чтобы любой посетитель, будь то неотложный больной или его сопровождающий, не только получал быструю и эффективную помощь, но и чувствовал максимальное уважительное отношение со стороны всех сотрудников центра, а также получал эстетическое удовлетворения от нахождения в приятной, доброжелательной обстановке.
О важности создания таковой на всей территории МКДЦ здесь задумались задолго до того, как «благоустройство общественных пространств» стало модным трендом. Сначала внедряли как собственные разработки, так и то, что удалось узнать в ходе визитов в другие крупные клиники, а потом решили действовать системно – и тринадцать лет назад придумали MES.
Первая научно-практическая конференция «Современные инженерные системы. Архитектура здоровья» (Modern Engineering Systems – MES) состоялась в 2006 году под эгидой МКДЦ. За прошедшие годы конференция стала крупнейшей в республике дискуссионной площадкой в области архитектуры и строительства медицинских объектов. Число организаторов MES давно увеличилось до солидного списка – это и АИР, и Министерство здравоохранения, и Министерство строительства, и КГАСУ, но МКДЦ по-прежнему остается ее главным двигателем.
В 2006-2018 гг. участниками MES стали руководители и сотрудники ведущих архитектурных бюро и крупнейших клиник со всего мира, содержательные выступления которых всегда вызывают большой интерес собравшихся. Уже 5 декабря текущего года на XIII MES (место проведения - КРК «Корстон») можно будет вживую услышать выступления Дебры Левин, Президента и Генерального директора Центра медицинского дизайна (США, Калифорния); Синди МакКаллоу, Старшего консультанта в сфере здравоохранения (США); Рафаэля Виноли, директора архитектурного бюро «Rafael Viñoly Architects» (США); Майкла Пукшта, Члена совета директоров CannonDesign, Хусейна Арслана, Председателя совета директоров «YAD Group» и многих других знаковых специалистов.
- Став основной междисциплинарной коммуникативной площадкой для проектировщиков, архитекторов, представителей эксплуатирующих служб клиник, производителей оборудования и материалов, MES предоставляет возможность обмениваются опытом в сфере проектирования, строительства и реконструкции объектов здравоохранения; служит импульсом к развитию городской инфраструктуры и повышению привлекательности и конкурентоспособности регионов; помогает вырабатывать совместные решения для урегулирования несоответствий нормативно-правовой базы и современных требований к объекту строительства, - отмечает Рустем Хайруллин.
Последний тезис - один из наиболее актуальных: несоответствие друг другу строительных норм и требований, предъявляемых к объектам здравоохранения со стороны различных инстанций, усложняет работу над их проектированием и воплощением в жизнь.
Медицинское сообщество республики стремится к тому, что обсуждение данных вопросов на конференции может стать толчком для изменения федерального законодательства в области проектирования объектов здравоохранения.
- Рустем Наилевич, давайте обозначим - для чего вам – организатору здравоохранения – нужно быть в курсе современных тенденций в области архитектуры?
- Для человека естественно стремление жить в комфортной, красивой среде. Мы заботимся об удобстве наших квартир и дач, но не менее важным является грамотное обустройство всех тех мест, где люди проводят большую часть своей жизни. Речь и о рабочих местах, и об общественных пространствах, и об учреждениях культуры и здравоохранения.
Перефразируя известную пословицу, скажу: в хорошей больнице и стены помогают. Помимо совершенствования лечебно-диагностических нужно стремиться к эстетике и удобству.
Еще Уинстон Черчилль сказал: «Мы формируем наше окружение, а оно формирует нас». Архитектура не делает зрелище, она формирует среду обитания и создает ее атмосферу. Мы стараемся уважать потребности всех, кто оказывается в МКДЦ, будь то больной, которого привезли на «скорой» в тяжелом состоянии и которому требуется незамедлительная высокотехнологичная помощь, или человек, проходящий плановый чек-ап и решивший выпить кофе и перекусить в удобной обстановке.
- А как MES помогает МКДЦ становиться лучше?
- Современные объекты здравоохранения относятся к сложному виду общественных зданий, насыщенных технологическим, медицинским и инженерным оборудованием. Проектирование этих объектов требует от специалистов овладения навыками синтетического мышления и междисциплинарного подхода.
У участников MES есть уникальная возможность услышать, как реагируют на вызовы их коллеги из разных стран, обсудить новейшие тренды, поделиться своим опытом, показать другим результат своих усилий. А в конечном итоге, - повысить эффективность системы здравоохранения, качество оказания медицинской помощи и культуру здоровья граждан.
Приведу такой пример: в крупных азиатских городах учреждения здравоохранения зачастую работают прямо при торговых центрах. Сдать анализы или сделать УЗИ между делом там так же просто, как сходить за покупками. Или вспомним Детройт: некогда один из самых депрессивных городов США получил фантастический импульс развития, благодаря новому взгляду на обеспечение медицинских услуг. Все эти преобразования оздоравливают атмосферу города. Ведь современное здравоохранение - это сочетание высококлассных специалистов, знаний, науки, исследований, архитектуры, обслуживания, сервиса.
МКДЦ оказывает помощь на различных ступенях заболевания. Первичный этап - это поликлиника, потом - инвазивная или неинвазивная помощь. Сегодня поликлиника модернизируется в сторону спектра оказания услуг не только больным, но и здоровым.
Комплексно развивая это направление, мы планируем создать сверхсовременный диагностический комплекс, в котором каждый сможет пройти необходимые обследования еще более быстро, качественно и комфортно.
Альбина Абсалямова
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Оставить комментарий от имени гостя